Реферат|Психология

Личностные особенности совладания со стрессом

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 55

Введение                                                                                                           

  1. Понятие «стресс» в современной психологии                                
  2. Стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях
  3. Личностные особенности совладания со стрессом
  4. Психологическое здоровье как фактор совладающего

поведения со стрессом                                                                                  

Заключение                                                                                                  

Литература                                                                                                   

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они оказывают большое влияние на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.

Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «стрессовые ситуации». Стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном).  Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях стрессовых ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы.

Проблемами изучения стресса как адаптационного синдрома, а также его разновидностей, в разное время занимался целый ряд исследователей (Г. Селье, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Ю.А. Александровский, Ю.Г. Чирков и др.). Также в научной литературе достаточно подробно освящается проблема совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах Р. Лазаруса, С. Фолкмена, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И., Дементий, К.И. Корнева,  С.К. Нартова-Бочавер, Х. Хекхаузена , В.А. Бодрова и др.).

 Однако, несмотря на достаточно обширный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, анализ литературы показал, что вопросы изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах в научной литературе практически не рассматривается. что и объясняет актуальность данной работы.

Практическая значимость работы обусловлена тем фактом, что результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов  психотерапевтов, работающих с людьми, переживающими острые стрессовые ситуации. 

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования.

Попадание человека в положение, которое классифицируется как стрессовая ситуация, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения личностных особенностей совладания со стрессом явно недостаточно. 

 

  1. Понятие «стресс» в современной психологии

 Впервые слово «стресс» в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления.

Впервые термин «стресс» был введен в науке применительно к техническим объектам. Английский ученый Роберт Гук в XVII в. использовал это понятие при анализе объектов, испытывающих и сопротивляющихся нагрузке (например, мост). Как отмечает Е.П. Ильин, «эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке» [19; 68].

Само слово «стресс» означает в переводе с английского языка «нажим, давление, напряжение».   В энциклопедическом словаре стресс обозначается как «совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)» [см.: 58, с.88].

Отечественный ученый А. Добрович считает, что «стресс – это состояние, противоположное покою; момент единоборства живого с тем, что препятствует его жизни; звенящая, надрывающаяся труба тревоги, которая «слышна» любой клетке организма, стоящего лицом к лицу с трудностью» [23, стр.13].

Т. Кокс дает следующее определение: «стресс – угроза нормальному течению жизни человека, угроза его психическому и физическому здоровью» [24, стр.11].

Краткий оксфордский словарь описывает несколько определений слова «стресс» [58]:

  • это побуждающая или принуждающая сила;
  • это усилие или большая затрата энергии;
  • это силы оказывающие воздействие на организм.

Сегодня в научной литературе понятие «стресс» чаще всего трактуется как напряженное физическое и психическое состояние организма человека.

Впервые определение понятию «стресс» дал в 1936 г. канадский физиолог Ганс Селье. Ученый трактовал стресс как «неспецифический (физический) ответ организма на любое требование к нему предъявляемое окружающей средой» [55, 56]. Стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы.

Стресс можно трактовать как состояние психофизиологического напряжения, которое возникает под влиянием любых сильных воздействий и сопровождается мобилизацией защитных систем психики и организма. В научной литературе стресс делится на эустресс (или нормальный стресс),  который служит целям поддержания и сохранения жизни, а также  дистресс (или патологический стресс), который проявляется в различных болезненных проявлениях и симптомах. Обыденное понимание стресса чаще всего имеет второе негативное значение.  

  1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии/ Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2//Под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. С. 82-90.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 2019.
  3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2014. Т.15. №1. С. 3 – 19.
  4. Баева И.А. Психологическая безопасность как интегративная категория психологического исследования// Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании – М., 2013. С. 103-107.
  5. Баева И.А., Емелин Н.М. К вопросу о категориях психологической безопасности личности// Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании – М., 2013. С. 107-108.
  6. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПб.,
  7. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017.
  8. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2010.
  9. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал. 2016. Т. 17 №4 С.64-74.
  10. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 2018. - 263 с.
  11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М.,1984 - 256 с.
  12. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2014. №2 С. 119-124.
  13. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 2019. - 352 с.
  14. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. – М., 2015.
  15. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - СПб., 2010.
  16. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2014. №3. С. 20-25.
  17. Дженкинс К. Дэвис К. Критические жизненные ситуации // Здоровье мира № 8-9, 1985. - с. 10-12.
  18. Дорожевец Н.А. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практ. психолога. 2018.№ 4.С3 – 16.
  19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2016.
  20. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. –М.: ИД София, 2013.
  21. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — СПб., 2012.
  22. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 2018.
  23. Китаев –Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
  24. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У. Баумана. – СПб., 2012.
  25. Кокс Т. Стресс. - М., 2011.
  26. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М., 2012.
  27. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высш.шк., 2017. – 464 с.
  28. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности./ Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб.: СПбГУ, 2017. - 240 с.
  29. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности./ Под ред.Е.Ф. Рыбалко, Л, А. Коростылевой: Вып.4. -СПб.: СПбГУ, 2010. - 242 с.
  30. Коржова Е.Ю. Субъект - объектные ориентации в жизненных ситуациях. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности. Под ред.Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой: Вып.5. - СПб.: СПбГУ, 2011. - 242 с.
  31. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности. – Омск, 2016.
  32. Краткий психологический словарь./ Ред.. сост. Л.АКарпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д, 2018, - 252 с.
  33. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции/ Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. - Л., 1970.
  34. Леонтьев А. Н. Психология образа // Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. - № 2.
  35. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. – М.: Речь, 2018. - 346 с.
  36. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасности личности// Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, №7 (51). 2015. С.21-25.
  37. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях./ Психологический журнал 2011,Т.22, №1. стр. 16-24.
  38. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе/ Московский психологический журнал. 2018, №12.
  39. Маслоу А. Мотиация и личность. – СПб., 2019.
  40. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М., 2010.
  41. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. // журнал социологии и социальной антропологии. – 2018. – Т. 1.
  42. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
  43. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 2017. Т.18. №5. С. 20 – 30.
  44. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2010.
  45. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Питер, 2013.
  46. Нуркова В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2018. – 575 с.
  47. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М., 2015.
  48. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых// Психологический журнал №3, 2013, 79-89.
  49. Потявина В.В. Карьерные ориентации и критические жизненные ситуации. – М., 2012.
  50. Практическая психодиагностика/ Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2011. – 672 с.
  51. Приходько А. Когнитивные факторы копинг-поведения безработных. – М., 2010.
  52. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2015. – 352 с.
  53. Психология личности/ Под ред.П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2018. – 653 с.
  54. Руденский Е.В. Социально-психологические деформации личности. – М.: Yachoo, 2012.
  55. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 2014.
  56. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 2012.
  57. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  58. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.,
  59. Тихомиров О.К.. Психология мышления. Учебное пособие. - М., 1984.
  60. Тополянский В.Д., Стпруковская М.В. Психосоматические расстройства. - М., 1986.
  61. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма – М.: Наука, 2011.
  62. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы - М.: Педагогика - Пресс, 2013, 140с.
  63. Фролова С.В., Сенина Т.В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях/ Проблемы социальной психологии личности. – Саратов, 2015. - С. 10-18.
  64. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2011. С. 58-91.
  65. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с.
  66. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - СПб., 2011.
  67. Черепанов Е. Психология стресса. - М., 2017.
  68. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. - М.: Физкультура и спорт, 2018.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское