Введение
- Понятие «стресс» в современной психологии
- Стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях
- Личностные особенности совладания со стрессом
- Психологическое здоровье как фактор совладающего
поведения со стрессом
Заключение
Литература
Реферат|Психология
Авторство: bugalter
Год: 2023 | Страниц: 55
Введение
поведения со стрессом
Заключение
Литература
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они оказывают большое влияние на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.
Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «стрессовые ситуации». Стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном). Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях стрессовых ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы.
Проблемами изучения стресса как адаптационного синдрома, а также его разновидностей, в разное время занимался целый ряд исследователей (Г. Селье, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Ю.А. Александровский, Ю.Г. Чирков и др.). Также в научной литературе достаточно подробно освящается проблема совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах Р. Лазаруса, С. Фолкмена, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И., Дементий, К.И. Корнева, С.К. Нартова-Бочавер, Х. Хекхаузена , В.А. Бодрова и др.).
Однако, несмотря на достаточно обширный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, анализ литературы показал, что вопросы изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах в научной литературе практически не рассматривается. что и объясняет актуальность данной работы.
Практическая значимость работы обусловлена тем фактом, что результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов психотерапевтов, работающих с людьми, переживающими острые стрессовые ситуации.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования.
Попадание человека в положение, которое классифицируется как стрессовая ситуация, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения личностных особенностей совладания со стрессом явно недостаточно.
Впервые слово «стресс» в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления.
Впервые термин «стресс» был введен в науке применительно к техническим объектам. Английский ученый Роберт Гук в XVII в. использовал это понятие при анализе объектов, испытывающих и сопротивляющихся нагрузке (например, мост). Как отмечает Е.П. Ильин, «эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке» [19; 68].
Само слово «стресс» означает в переводе с английского языка «нажим, давление, напряжение». В энциклопедическом словаре стресс обозначается как «совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)» [см.: 58, с.88].
Отечественный ученый А. Добрович считает, что «стресс – это состояние, противоположное покою; момент единоборства живого с тем, что препятствует его жизни; звенящая, надрывающаяся труба тревоги, которая «слышна» любой клетке организма, стоящего лицом к лицу с трудностью» [23, стр.13].
Т. Кокс дает следующее определение: «стресс – угроза нормальному течению жизни человека, угроза его психическому и физическому здоровью» [24, стр.11].
Краткий оксфордский словарь описывает несколько определений слова «стресс» [58]:
Сегодня в научной литературе понятие «стресс» чаще всего трактуется как напряженное физическое и психическое состояние организма человека.
Впервые определение понятию «стресс» дал в 1936 г. канадский физиолог Ганс Селье. Ученый трактовал стресс как «неспецифический (физический) ответ организма на любое требование к нему предъявляемое окружающей средой» [55, 56]. Стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы.
Стресс можно трактовать как состояние психофизиологического напряжения, которое возникает под влиянием любых сильных воздействий и сопровождается мобилизацией защитных систем психики и организма. В научной литературе стресс делится на эустресс (или нормальный стресс), который служит целям поддержания и сохранения жизни, а также дистресс (или патологический стресс), который проявляется в различных болезненных проявлениях и симптомах. Обыденное понимание стресса чаще всего имеет второе негативное значение.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!