Курсовая работа|Коммерческая деятельность

Франчайзинговые отношения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 44

Введение

  1. Понятие франчайзинга
  2. Сущность франчайзинга в экономике
  3. Типология франчайзинга
  4. 4. Франчайзинговые отношения на российском рынке
  5. Регулирование франчайзинговых отношений

Франчайзинг является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного знания о нем. Все это определяет актуальность и значимость выбранной темы.

До настоящего времени франчайзинг рассматривался исключительно как  инструмент, позволяющий с относительно низкими издержками организовать «с нуля» предприятие малого бизнеса. Однако потенциал этого инструмента еще не раскрыт в полной мере: франчайзинг, особенно бизнес-формата, представляет собой специфическую форму сетевой организационной структуры, открывающую для бизнеса новые возможности, но и ставящую новые задачи в такой сфере управления, как стратегический менеджмент, решению которых и посвящена тема диссертационного исследования.

  1. Понятие франчайзинга

Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании.

В современной литературе имеется множество определений понятия «франчайзинг». В ходе теоретического анализа автором было выделено два подхода к определению понятия «франчайзинг». Первый подход – системный называет элементы, не раскрывая его сути. Второй подход – процессный является более содержательным, он раскрывает предмет в его функциональной части.

К системному подходу относятся следующие определения.  «Франчайзинг - это метод контрактного сотрудничества между равными, юридически независимыми сторонами, одна из которых – франшизодатель (франчайзер), другая получатель франшизы (франчайзи)» - такое определение дает Д.Н. Земляков[1].

По мнению М.Г. Лапусты[2]: «франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций (франчайзеры) с малыми фирмами или отдельными предпринимателями (франчайзи) на право действовать от имени фраечайзера»

Схожее определение франчайзингу дает В.Я. Горфинкель[3]- это «система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и малого бизнеса, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда представительства, но в целом остающаяся самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица».  Другое определение : «франчайзинг - это метод ведения бизнеса, основанный на взаимовыгодных соглашениях, которые заключаются между крупной компанией и мелкими фирмами, отдельными предпринимателями»[4].

Исходя из вышеуказанных определений, можно сказать, что системный подход определения термина, в основе которого лежит упоминание элементов, не является достаточным – а в некоторых случаях детерминации носят общий характер.

Перейдем к процессному подходу определения термина «франчайзинг».  В.В. Довгань[5] в книге «Франчайзинг: путь расширения бизнеса» рассматривает франчайзинг как «соглашение, при котором производитель или единаличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций». В определении И.Н. Герчиковой[6] «франчайзинг – деловые отношения, в силу которых одна сторона – франшизодатель предоставляет другой франшизополучателю право (франшизу) на осуществление на определенной территории предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франшизодателя». В данных определениях представлен механизм, принцип действия франчайзинга, то на основании чего происходит передача права заниматься деятельностью аналогичной деятельности лицензодателя.

[1] Земляков Д.Н., Машкаев М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-С.20

[2] М.Г. Лапуста. Предпринимательство.-М.: ИНФРА-М, 2006.-С.244

[3] В.Я. Горфинкель. Предпринимательство.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-С.78

[4] Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предприниматнльство и малый бизнес.-Мн.: Выш.шк., 1997.-С.156

[5] В.В. Довгань. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса.-ДОКА-ПРЕСС.: Тольятти, 1994.-С.20

[6] Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-С.431

Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
  2. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»)

Монографии, учебники и учебные пособия

  1. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 512 с.
  2. Волков, А.С. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем. – М.: Вершина, 2006. – 328 с.
  3. Горфинкель, В.Я. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Я Горфинкеля, Г.Б. Полякова, В.А. Швандора. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 581 с.
  4. Есютин, А.А. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: Учебное пособие / под ред. А.А. Есютина, Е.В. Карповой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 424 с.
  5. Земляков, Д.Н., Макашев, М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 142 с.
  6. Качканов, В.П. Институциональные аспекты организации взаимодействия крупного и малого бизнеса в экономической теории / Сборник статей участников международной научной конференции «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории». Том 1 / Под ред. д.э.н. К.А. Хубиева - М.: ТЕИС, 2006.
  7. Качканов, В.П. Крупный и малый бизнес: перспективы взаимоотношений в форме франчайзинга / Ломоносов 2005: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М.В. Ломоносова. Сборник тезисов / Под ред. В. Н. Сидоренко и др. - М.: ТЕИС, 2005.
  8. Кисурина, Л.Г. Лизинг, мена, посредничество, цессия, зачеты… Бухгалтеру просто о сложных сделках. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2008. – 416 с.
  9. Лебедев, В.И. Франчайзинг по русски. Мифы и реальность [текст]. – СПб.: Вектор, 2006. – 160 с.
  10. Матанцев, А.Н. 600 способов продвижения торговой марки / А.Н. Матанцев. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2003. – 352 с.
  11. Рыкова, И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры / И.В. Рыкова. - М.: Современная экономика и право, 2000. – 224 с.
  12. Семин, О.А. Сервис в торговле. В трех кн. Книга вторая. Искусство торговать или секреты мерчайзинга: учебное пособие / О.А. Семин, В.А. Сайдашева, В.В. Панюкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. – 112 с.
  13. Шейн, С. От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании / Пер. с англ. О.В. Теплых; Под науч. Редакцией Е.Е. Козлова – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. – 208 с.

Периодические издания

  1. Балахонцев, А.А. Формирование инфраструктуры франчайзингового бизнеса в России / А.А. Балахонцев, А.М. Годин // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. - №3. – С. 63-67.
  2. Васильев, Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России / Н.М. Васильев // Финансы. – 2006. - № 2. – С. 26-29.
  3. Дробышева, И. Приключения франчайзинга в России / И. Дробышева // Дальневосточный капитал. – 2005. - № 4. – С. 46-47.
  4. Жиков, Я. Франшиза – начало успешного бизнеса / Я. Жиков // Управление компанией. – 2004. – № 1. – С. 10-11.
  5. Каталог франшиз: общественное питание, розничная торговля, услуги // Секрет фирмы. – 2008. - № 15. – С. 122-165.
  6. Ковалева, Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе / Л.Ф. Ковалева // Экономика и управление. – 2008. - № 1. – С. 122-125.
  7. Ковалевский, А. Групповой метод / А. Ковалевский // Бизнес-журнал. – 2008. - №4. – С. 12-14.
  8. Лапицкая, Л. Франчайзинговая модель организации бизнеса / Л. Лапицкая, Е. Чемоданова // Маркетинг. – 2000. - № 3 (52). – С. 105-115.
  9. Ленц, Е. Брэнд или формат: проблема выбора / Е. Ленц // Бизнес-журнал. 2007. – № 10. – С. 28-31.
  10. Ленц, Е. Гастрономическая франшиза / Е. Ленц // Бизнес-журнал. 2007. - № 22. С. 28-31.
  11. Ливандовская, А.Д. Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития / А.Д. Ливандовская, В. Бирюкова // Вестник ДВГАЭУ. – 2009. - № 3 (11). – С. 23-32.
  12. Марков, С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса / С. Марков // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - № 3. – С. 104-107.
  13. Митягин, В. Правда о франчайзинге / В. Митягин // Бизнес-журнал. 2007. - № 17. – С. 54-56.
  14. Моцкобили, И. Макдональда не стало, но дело его живет / И. Моцкобили // Коммерсантъ. – 2008. - № 127. – С. 14-18.
  15. Новосельцев, О. Оценка коммерческой концессии / Новосельцев О. // Хозяйство и право. - 2000. - № 3.
  16. Орлова, О. Договор франчайзинга / О. Орлова // Право и экономика. – 2003. - № 7. – С. 45-47.
  17. Панина, М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке / М. Панина // Деньги. – 2008. - № 2. – С. 9.
  18. Панюкова, В.В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке / В.В. Панюкова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 2. – С. 75-80.
  19. Панюкова, В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предприятий / В.В. Панюкова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – № 6. – С. 88-93.
  20. Рыкова, И.В. За что платит франчайзи? / И.В. Рыкова // Бизнес для всех. – 2007. - № 10. – С. 8-12.
  21. Рыкова, И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей / И.В. Рыкова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - № 1. С. 81-89.
  22. Сердюкова, Л. Франчайзинг – собственный бизнес под маркой лучшей фирмы / Л. Сердюкова // Малый бизнес. – 2006. - № 2. – С. 9-11.
  23. Танавская, Л. С вывеской на перевес / Л. Танавская // Коммерсантъ – Деньги. – 2006. - № 25. – С. 17-21.
  24. Тотьев, К. Коммерческая концессия / К. Тотьев // Известия делового мира. – 2007. - № 5 (21). – С. 15-25.
  25. Филипова, И.А. Успешный опыт применения франчайзинга в сфере услуг / И.А. Филипова // Маркетинг услуг. – 2008. - № 2. – С. 192-199.
  26. Шишков, А. Франчайзинг в торговле / А. Шишков // Оборудование. Рынок. Предложение. Цены. – 2010. - № 2 (50). – С. 32.
  27. Экнодносова, О.Г. Распространенность отечественных франчайзинговых туристских сетей в ЦФО РФ / О.Г. Экнодносова, Е.Н. Артемова // Практический маркетинг. – 2008. - № 4. – С. 30-32.

Ресурсы сети Интернет

  1. Бум франчайзинга и его современное развитие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dit.perm.ru
  2. Великанова, О. Чем привлекателен франчайзинг? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.konkurent.ru
  3. Виды франчайзинговых систем. Франчайзинг в Украине [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.franchising.org.ua
  4. Вселенная франчайзинга. Интернет-Справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://franchisinguniverse.ru
  5. Качканов В. П. Система франчайзинг в России: проблемы и перспективы / Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений - Электрон. журн. - М.: АТиСО, 2006 - . - № гос. регистрации 0420600008. - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2006/Kachkanov.pdf
  6. Корпорация заграничных частных инвестиций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opic.gov
  7. Магазин франшиз и все о франчайзинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.deloshop.ru
  8. Мировая практика развития франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.deloshop.ru
  9. Николаенко, А. Секреты франчайзинга «по-русски» // Готовый бизнес в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bportal.ru
  10. Новости франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beboss.ru
  11. Новости франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.financial-news.ru
  12. Новости франчайзинга. Макдоналдс в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.McDonald’s.ru
  13. Официальный сайт департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dmpmos.ru
  14. Официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.franchise.org
  15. Официальный сайт Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ) [Электроный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rarf.ru
  16. Особенности развития франчайзинга на российском рынке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sellbrand.ru
  17. Рыкова, И.В. Франчайзинг в России, 2008 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fpsr.ru
  18. Статистика франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.top-franchising.com
  19. Торгово-промышленная палата РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tpprf.ru
  20. Франчайзинг в России: перспективы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sellbrand.ru
  21. Энциклопедия франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://franchising-consult.ru

Иностранная литература

  1. New Developments in Franchising. Washington: Gov. print. off., 2008
  2. Hoffman R., Preble J. Franchising: Selecting a Strategy for Rapid Growth // Long Range Planning, 2007, V.24, ¹4, 74-85
  3. Stigliz J.E. Incentives and Risk-Sharing in Sharecropping // Review of Economic Studies, 2009, V.41, 219-255
  4. Martin R.E. Franchising and Risk Management // American Economic Review, 2008, V.78, ¹5, 954-968
  5. Mathewson G., Winter R.. The Economics of Franchise Contracts // Journal of Law and Economics, 2006, V.28, ¹3, 503-526
  6. Rubin P. The Theory of the Firm and the Structure of Franchise Contract // Journal of Law and Economics, 2003, V.21, ¹1, 223-233
  7. Lal R. Improving Channel Coordination through Franchising // Marketing Science, 2007, V.9, 299-318
  8. Caves R.E., Murphy W.F. Francising: Firms, Markets and Intangible Assets // Southern Economic Journal,2006, V.42, 572-586
  9. Tirole J. The Theory of Industrial Organization. Cambridge (Mass): MIT Press, 2008
  10. Lafontaine F. Agency Theory and Franchising: Some Empirical Results // RAND Journal of Economics, 2007, V.23, ¹2, 263-283

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское