Введение
- Понятие франчайзинга
- Сущность франчайзинга в экономике
- Типология франчайзинга
- 4. Франчайзинговые отношения на российском рынке
- Регулирование франчайзинговых отношений
Курсовая работа|Коммерческая деятельность
Авторство: bugalter
Год: 2012 | Страниц: 44
Введение
Франчайзинг является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.
Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного знания о нем. Все это определяет актуальность и значимость выбранной темы.
До настоящего времени франчайзинг рассматривался исключительно как инструмент, позволяющий с относительно низкими издержками организовать «с нуля» предприятие малого бизнеса. Однако потенциал этого инструмента еще не раскрыт в полной мере: франчайзинг, особенно бизнес-формата, представляет собой специфическую форму сетевой организационной структуры, открывающую для бизнеса новые возможности, но и ставящую новые задачи в такой сфере управления, как стратегический менеджмент, решению которых и посвящена тема диссертационного исследования.
Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании.
В современной литературе имеется множество определений понятия «франчайзинг». В ходе теоретического анализа автором было выделено два подхода к определению понятия «франчайзинг». Первый подход – системный называет элементы, не раскрывая его сути. Второй подход – процессный является более содержательным, он раскрывает предмет в его функциональной части.
К системному подходу относятся следующие определения. «Франчайзинг - это метод контрактного сотрудничества между равными, юридически независимыми сторонами, одна из которых – франшизодатель (франчайзер), другая получатель франшизы (франчайзи)» - такое определение дает Д.Н. Земляков[1].
По мнению М.Г. Лапусты[2]: «франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций (франчайзеры) с малыми фирмами или отдельными предпринимателями (франчайзи) на право действовать от имени фраечайзера»
Схожее определение франчайзингу дает В.Я. Горфинкель[3]- это «система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и малого бизнеса, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда представительства, но в целом остающаяся самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица». Другое определение : «франчайзинг - это метод ведения бизнеса, основанный на взаимовыгодных соглашениях, которые заключаются между крупной компанией и мелкими фирмами, отдельными предпринимателями»[4].
Исходя из вышеуказанных определений, можно сказать, что системный подход определения термина, в основе которого лежит упоминание элементов, не является достаточным – а в некоторых случаях детерминации носят общий характер.
Перейдем к процессному подходу определения термина «франчайзинг». В.В. Довгань[5] в книге «Франчайзинг: путь расширения бизнеса» рассматривает франчайзинг как «соглашение, при котором производитель или единаличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций». В определении И.Н. Герчиковой[6] «франчайзинг – деловые отношения, в силу которых одна сторона – франшизодатель предоставляет другой франшизополучателю право (франшизу) на осуществление на определенной территории предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франшизодателя». В данных определениях представлен механизм, принцип действия франчайзинга, то на основании чего происходит передача права заниматься деятельностью аналогичной деятельности лицензодателя.
[1] Земляков Д.Н., Машкаев М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-С.20
[2] М.Г. Лапуста. Предпринимательство.-М.: ИНФРА-М, 2006.-С.244
[3] В.Я. Горфинкель. Предпринимательство.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-С.78
[4] Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предприниматнльство и малый бизнес.-Мн.: Выш.шк., 1997.-С.156
[5] В.В. Довгань. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса.-ДОКА-ПРЕСС.: Тольятти, 1994.-С.20
[6] Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-С.431
Нормативно-правовые акты
Монографии, учебники и учебные пособия
Периодические издания
Ресурсы сети Интернет
Иностранная литература
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!