1. Основы правового статуса субъектов РФ
2. Система государственных органов в РФ.
3. Органы исполнительной власти субъектов РФ
Литература
1. Основы правового статуса субъектов РФ
Федерация (от лат. federatio - союз, объединение) - сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.
Традиционно основными признаками федерации называют:
- определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;
- двухуровневая система законодательства - общефедеральная и субъектов;
- субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;
- в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
- наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);
- двухканальная система налогов;
- разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.
В свою очередь, субъектом федерации является промежуточным политическим сообществом, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.
В России, как и во всякой федерации, предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов разграничены. Важнейшими принципами при разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ являются[1]:
- распространение суверенитета России на всю ее территорию, верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории, целостность и неприкосновенность территории России (ст. 4);
- принцип единства системы государственной власти (ст. 5);
- равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях как с федеральными органами государственной власти, так и между собой (ст. 5);
- право народов в Российской Федерации на самоопределение, их равноправие (ст. 5);
- признание республик в составе Российской Федерации государствами и наличие у них права на внешнюю государственную атрибутику - конституцию, государственный язык (ст. 5);
- принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8);
- принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельность данных органов власти (ст. 10);
- осуществление государственной власти в субъектах РФ образуемыми ими органами государственной власти (ст. 11);
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11);
- гарантированность местного самоуправления, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
Перечисленные принципы закреплены в главе 1 Конституции РФ и составляют основу ее конституционного строя. В соответствии со ст. 16 Конституции закрепленным в данной главе нормам не могут противоречить другие положения Основного Закона.
Среди принципиальных позиций, закрепленных в других главах Конституции Российской Федерации, можно выделить следующие: различный конституционно-правовой статус субъектов РФ (ст. ст. 65 - 66); исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. ст. 71 - 72); вся полнота государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 73); принципы принятия нормативных актов федеральными и региональными органами государственной власти и их соподчиненности, пределы действия федеральных и региональных законов, их виды и соотношение между собой (ст. 76); право субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77); возможность передачи полномочий от федеральных органов исполнительной власти органам власти субъектов Федерации и наоборот (ст. 78). Выделенные конституционные положения в их взаимосвязи и составляют, на наш взгляд, конституционные основы для правильного разграничения предметов ведения. Именно в соответствии с данными принципами должна происходить конкретизация положений ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ в других нормативных правовых актах.
[1] Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237
- Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действовал до 1 января 2009 г.) // СПС «Консультант плюс»
- Федеральный закон РФ от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
- Федеральный закон РФ от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 18.10.1999, № 42, ст. 5005
- Федеральный закон РФ от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
- Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ от 6.10.2003 г. № 40 ст. 3822
- Указ Президента РФ от 03 июня 1996г. №803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
- Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. № 196-р «Об утверждении Концепции пограничного сотрудничества в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «Консультант плюс»
- Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 25. Ст. 2728
- Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (основного закона) Курской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 50. Ст. 4943
- Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации (проект Министерства регионального развития РФ по состоянию на 17 июня 2008 г.) // Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации: URL: http://www.mi№regio№.ru
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА. 2007.
- Власова Н. Регионы России: взаимодействие и развитие (междисциплинарный подход). Ростов н/Д, 1999
- Гражданское право. Учебник. Часть I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997.
- Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. 2004. № 3.
- Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире: основные тенденции. М., 2007
- Кутафин О.Е. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // Библиотечка «Российской газеты». 2003.
- Мацнев А.А. Субъект Федерации в условиях межрегиональной интеграции как фактор стабилизации межнациональных отношений // Вестник РАГС. 2006. № 5
- Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. ред. В.В.Лазарев - М.: СПС «Гарант», 2003.
- Сурков Д.Л. Проблемы реализации общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Академический юридический журнал. 2000. № 1.
- Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции западного права. Самара, 2007
- Толкачев К. Будущее России за федерализмом // Российская Федерация сегодня. 2003. № 15
- Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
- Чертков А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Постатейный/А.Н. Чертков. – М.:ЗАО Юстицинформ. 2006.
- Шахрай С.М. Федерализм и конституционное правосудие (проблемы теории, методологии, практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб, 2001.