Реферат|Конституционное право

Статус субъектов Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 42

1. Основы правового статуса субъектов РФ

2. Система государственных органов в РФ. 

3. Органы  исполнительной  власти  субъектов  РФ

Литература

1. Основы правового статуса субъектов РФ

Федерация (от лат. federatio - союз, объединение) - сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.

Традиционно основными признаками федерации называют:

  • определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;
  • двухуровневая система законодательства - общефедеральная и субъектов;
  • субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;
  • в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
  • наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);
  • двухканальная система налогов;
  • разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

В свою очередь, субъектом федерации является промежуточным политическим сообществом, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.

В России, как и во всякой федерации, предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов разграничены. Важнейшими принципами при разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ являются[1]:

  1. распространение суверенитета России на всю ее территорию, верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории, целостность и неприкосновенность территории России (ст. 4);
  2. принцип единства системы государственной власти (ст. 5);
  3. равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях как с федеральными органами государственной власти, так и между собой (ст. 5);
  4. право народов в Российской Федерации на самоопределение, их равноправие (ст. 5);
  5. признание республик в составе Российской Федерации государствами и наличие у них права на внешнюю государственную атрибутику - конституцию, государственный язык (ст. 5);
  6. принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8);
  7. принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельность данных органов власти (ст. 10);
  8. осуществление государственной власти в субъектах РФ образуемыми ими органами государственной власти (ст. 11);
  9. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11);
  10. гарантированность местного самоуправления, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Перечисленные принципы закреплены в главе 1 Конституции РФ и составляют основу ее конституционного строя. В соответствии со ст. 16 Конституции закрепленным в данной главе нормам не могут противоречить другие положения Основного Закона.

Среди принципиальных позиций, закрепленных в других главах Конституции Российской Федерации, можно выделить следующие: различный конституционно-правовой статус субъектов РФ (ст. ст. 65 - 66); исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. ст. 71 - 72); вся полнота государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 73); принципы принятия нормативных актов федеральными и региональными органами государственной власти и их соподчиненности, пределы действия федеральных и региональных законов, их виды и соотношение между собой (ст. 76); право субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77); возможность передачи полномочий от федеральных органов исполнительной власти органам власти субъектов Федерации и наоборот (ст. 78). Выделенные конституционные положения в их взаимосвязи и составляют, на наш взгляд, конституционные основы для правильного разграничения предметов ведения. Именно в соответствии с данными принципами должна происходить конкретизация положений ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ в других нормативных правовых актах.

[1] Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237
  2. Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действовал до 1 января 2009 г.) // СПС «Консультант плюс»
  3. Федеральный закон РФ от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
  4. Федеральный закон РФ от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 18.10.1999, № 42, ст. 5005
  5. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
  6. Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ от 6.10.2003 г. № 40 ст. 3822
  7. Указ Президента РФ от 03 июня 1996г. №803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
  8. Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. № 196-р «Об утверждении Концепции пограничного сотрудничества в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
  9. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «Консультант плюс»
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 25. Ст. 2728
  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (основного закона) Курской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 50. Ст. 4943
  12. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации (проект Министерства регионального развития РФ по состоянию на 17 июня 2008 г.) // Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации: URL: http://www.mi№regio№.ru
  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА. 2007.
  2. Власова Н. Регионы России: взаимодействие и развитие (междисциплинарный подход). Ростов н/Д, 1999
  3. Гражданское право. Учебник. Часть I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997.
  4. Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. 2004. № 3.
  5. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире: основные тенденции. М., 2007
  6. Кутафин О.Е. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // Библиотечка «Российской газеты». 2003.
  7. Мацнев А.А. Субъект Федерации в условиях межрегиональной интеграции как фактор стабилизации межнациональных отношений // Вестник РАГС. 2006. № 5
  8. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. ред. В.В.Лазарев - М.: СПС «Гарант», 2003.
  9. Сурков Д.Л. Проблемы реализации общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Академический юридический журнал. 2000. № 1.
  10. Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции западного права. Самара, 2007
  11. Толкачев К. Будущее России за федерализмом // Российская Федерация сегодня. 2003. № 15
  12. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
  13. Чертков А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Постатейный/А.Н. Чертков. – М.:ЗАО Юстицинформ. 2006.
  14. Шахрай С.М. Федерализм и конституционное правосудие (проблемы теории, методологии, практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб, 2001.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Конституционное право
2016 год 21 стр.
Реферат Конституционный статус личности в России
Telesammit
Реферат Конституционное право
2018 год 14 стр.
Реферат Конституция как основной закон Российской Федерации
antiplagiatpro
Реферат Конституционное право
2019 год 17 стр.
Реферат Основы конституционного строя Российской Федерации
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское