Реферат|Экономическая теория

Детерминанты монопольной власти доминирующей фирмы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 23

Введение

  1. Монополия и доминирующее поведение
  2. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
  3. Детерминанты цены доминирующей фирмы
  4. Микроэкономические основы поведения фирмы в условиях

совершенной конкуренции

Заключение

Список литературы

Экономика отраслевых рынков изучает источники рыночной власти, фирм, ее величину, ее последствия, а также содержание и результаты антимонопольной политики государства. Часто положение всех участников отраслевого рынка объясняется поведением доминирующей фирмы или фирмы-лидера, которая представляет собой фирму с высокой долей рынка, позволяющее ей диктовать на рынке свои условия. Статус доминирующей фирмы может быть получен несколькими важными путями: высоким качеством товара, низкими издержками, объединением нескольких фирм.

Рынок с доминирующей фирмой считается одной из основных рыночных структур и широко исследуется в теории. Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка. На практике доминирование признается, если доминирующая фирма контролирует от 50% до 90% рынка.

История развития отраслевых рынков в США и Западной Европе показывает, что на практике рынок с доминирующей фирмой встречается не столь часто, поскольку большую долю рынка трудно получить, а затем удерживать. Однако фирмы, которым это удалось, успешно функционируют в течение многих лет. Такие фирмы, как «Кодак» (65% рынка), IBM (68%), «Дженерал Электрик» (53%), «Боинг» (60%), «Дженерал Моторс» (46%) – примеры ярко выраженного доминирования в отдельные периоды времени.

Исследование особенностей деятельности лидирующей фирмы является отдельным направлением аналитических исследований в рамках ценообразования. В теории наиболее широко рассматриваются модели доминирующей фирмы с конкурентным окружением.

Цель данной работы: рассмотреть модель, когда доминирующая фирма является ценовым лидером рынка.

 

  1. Монополия и доминирующее поведение

В действующем российском законодательстве отсутствует общее определение понятия "монополия". Термин "монополия" используется в нормативных актах и юридической литературе для характеристики: доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке, особых полномочий (привилегий, прав) субъектов предпринимательства на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности на рынке.

Несмотря на подобную неоднозначность характеристик монополии, ее правовая сущность заключается именно в определенном исключительном положении субъекта предпринимательства (или нескольких таковых) на рынке, дающем ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на данном рынке (в основном, на их цену).

Монополия (монопольное положение) - это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.

В литературе[1] различаются основные типы монополий:

1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;

3) возникающие в результате обладания исключительными правами.

Указанные типы монополий можно также классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии не допускают наличие конкуренции со стороны других субъектов предпринимательства на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: "закрытые", "легальные", "юридические" монополии. К ним относятся: 1) монополии, непосредственно регулируемые государством, и 2) монополии обладателей исключительных прав.

Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействия спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства.

Монополии первого типа (монополии, непосредственно регулируемые государством) создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Представляется, что эти монополии можно назвать государственными в широком смысле, учитывая их сходную правовую природу.

Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа:государственные монополии; естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа (разд.1 Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ).

[1] Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков. Учебник / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова – М., 2008. – 320 с.; Гальперин В.М. Микроэкономика В 2-х т. Т.2. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2004. – 503 с. и др.

  1. Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков. Учебник / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова – М., 2008. – 320 с.
  2. Гальперин В.М. Микроэкономика В 2-х т. Т.2. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2004. – 503 с.
  3. Замков и др. Математические методы в экономике. - М.: МГУ, 2005.
  4. Никитина Ю.А. Экономика отраслевых рынков. Учеб. пособие / Ю.А. Никитина. – Томск: ТПУ, 2004. – 112 с.
  5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. ,“ Микроэкономика”, 2004.
  6. А.С. Булатов, Экономика, 3-е изд. М.:Юристъ, 2002. – 896 с.
  7. М.А. Сажина / Г.Г. Чибриков, Экономическая теория, НОРМА 2003, 456 с.
  8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 520 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Экономическая теория
2011 год 10 стр.
Реферат Издержки фирмы в длительном периоде

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское