Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы проблемы выбора ценностей
1.1. Освещение проблемы ценностей и ценностных ориентаций в научной литературе
1.2. Ценности как социальный ресурс личности
1.3. Качества личности в аспекте проблемы социальной адаптации
Глава 2. Выбор личных качеств в ценностной иерархии россиян
2.1. Современное Российское общество переходного периода
2.2. Аномия в современной России
2.3. Личностные качества в ценностных предпочтениях россиян
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что с нашей точки зрения, начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день мы находимся в беспрецедентной ситуации полного рассогласования культурных ценностей и норм, существующих в общественном сознании. В эту ситуацию аномии огромный и негативный вклад вносят средства массовой информации, что имеет особенно большое значение для социализации подрастающего поколения. Так, в целом, семья и школа придерживаются примерно одной системы ценностей, в основе которой – гуманность, трудолюбие, уважение к личности и пр., тогда как во многих средствах массовой информации как в скрытой, так и в открытой форме проповедуются асоциальные «ценности»: стяжательство, алчность, безудержное потребление, демонстрируются модели агрессивного поведения, пренебрежения человеческой личностью, отвергаются нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира.
Молодежь сегодня находится в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Ей приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями и, что особенно трудно, формировать с помощью взрослых и телевидения собственную картину мира.
Объект исследования – ценности как социальный феномен.
Предмет исследования – личные качества как ценность для современных россиян.
Цель исследования – на основе анализа вторичных источников выявить, какие личные качества являются ценными для современных россиян.
Задачи:
1. Проанализировать освещение проблемы ценностей и ценностных ориентаций в научной литературе.
2. Изучить ценности как социальный ресурс личности.
3. Рассмотреть качества личности в аспекте проблемы социальной адаптации.
4. Изучить современное Российское общество переходного периода.
5. Выявить аномию в современной России.
6. На основе анализа различных исследований выявить личностные качества в ценностных предпочтениях россиян.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; синтез.
1. Бердяев Н. А. Самопознание. – М.: Мысль, 1991. – 318 с.
2. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 132-141.
3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. – М., 2002. – С.68.
4. Дуранов И. М. Социокультурные основы гражданско-патриотичес-кого воспитания учащейся молодежи: теория и практика. – Магнитогорск, 2003. – 154 с
5. Дьячкова М.А. Понятие ценности и духовно-нравственные ценности // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №12. – С.142-150.
6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1991. – С. 86.
7. Федотова В.Г. Ценностные изменения на Западе и в России // Вопросы философии. – 2005. – №11. – С. 8-23.
8. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. – М.: Институт психологии РАН. 2006. – 335 с.
9. Зоркая Н.А. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2003. – № 4 (66). – С. 66-77.
10. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. – М.: Мысль, 2007. – С. 17.
11. Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 147-149.
12. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Динамика ценностей реформируемой России. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – С. 52.
13. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Мир России. – 2003. – Т. 12. – № 4. – С. 120-159.
14. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. – 2003. – № 6. – С. 78-87.
15. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 28-36.
16. Латова Н.В., Латов Ю.В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран//Социологические исследования. – 2007. – № 11. – С. 90-98.
17. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной конструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – №4. – С. 16-21
18. Манокин Н.А. Что выбирает тюменская молодежь: ценностный аспект // Социальные вызовы модернизации регионов России: материалы II Тюменского социологического форума. 28-29 июня 2011 г. / под ред. М.М. Акулич, Г.С. Корепанова, В.А. Юдашкина: в 2 ч. Ч. 2. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2011. – 364 с. С.52-57.
19. Маслов С.И. Нравственные ценности в учебном процессе начальной школы // Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже 21 века: тез, докл. международной научно-практической конференции. – Тула, 1997. – С. 149 -151.
20. Маслоу А. Психология бытия. – М.: Ваклер, 1997. – 304 с.
21. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Соци-преступности (Современные буржуазные теории) / под ред. Е.А. Самарской. – М.: Прогресс, 1966. – С. 300
22. Михеев П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 91-94.
23. Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 95-99.
24. Панфилова А.О. Ценностные ориентации населения Приморья // Социологические исследования. – 2004. – № 10. – С. 117-120.
25. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба / В. И. Плотников // Двадцать лекций по философии. – Екатеринбург, 1999. – 194 с.
26. Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация // Социологический форум. – 2000. – № 3/4
27. Пресс выпуск ВЦИОМа № 1469 от 12.04.2010 г. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМа проведен 9-11 янв. 2010 г. // еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ»; http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13394
28. Пресс выпуск ВЦИОМа № 1524 от 25.06.2010 г. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМа проведен 29–30 мая 2010 г. // еженедельный опрос «Экспресс ВЦИОМ»; http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13608
29. Романова К.С. Трансформация ценностей как индикатор изменения общества и личности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – № 8. – С. 165-179.
30. Самсонова Е.А., Ефимова Е.Ю. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни // Социологические исследования. – 2007. – № 11. – С. 110-116.
31. Самсонова Е.А., Юдина Е.Ю. Этническая толерантность в сознании тульской молодежи // Социологические исследования. – 2009. – № 10. – С. 66-69.
32. Сатыбалдина Е.В. Семья в системе жизненных ценностей жителей среднего уральского города // Социологические исследования. – 2011. – №7. – С. 90-95.
33. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37-43.
34. Федотова В.Г. Ценностные изменения на Западе и в России // Вопросы философии. – 2005. – №11. – С. 8-23.
35. Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.
36. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности; перевод с нем. Э. Телятниковой. – М.: АСТ, 2006. – C. 203.
37. Фукуяма Ф. Великий разрыв. – М.: АСТ, 2003. – С. 26.
38. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 375 с.
39. Явон С.В. Ценностные ориентации молодежи среднего Поволжья // Социологические исследования. – 2012. – № 5. – С. 89-95.
40. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Аксиологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975. – 218 с.