ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
1.1. Социальные взаимодействия как фундаментальное условие психического развития индивида в онтогенезе.
1.2. Виртуализация общения в подростковом возрасте как психологическая проблема
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕМ
2.1 Организация исследования.
2.2. Результаты исследования и их обсуждение.
2.3. Разработка тренингового занятия по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Интернет и система коммуникаций являются сравнительно новыми сферами деятельности человека. Они произвели революцию в коммуникациях до такой степени, что теперь является предпочтительным средством повседневного общения. Практически во всем, что люди делают, они используют Интернет: заказ пиццы, покупка телевизора, обмен фотографиями с другом, отправка изображения через мгновенные сообщения. Поэтому изучение теоретических и практических основ психологических особенностей использования Интернет-технологий актуально.
Такими авторами, как А. Джоинсон, В. Барнс, В. В. Бычков, К. Витти, Д. Вальтер, А. Г. Асмолов, Р. Амичай-Гамбургер, А. Байм и т.д. освещаются вопросы межличностного взаимодействия онлайн. Работы этих авторов, стоит отметить, частично определяют сферу межличностных коммуникаций. В трудах зарубежных психологов, таким образом, стоит обратить внимание, тема социального взаимодействия подростков в среде интернета освещена больше.
Теоретико-методологические основы исследования: в своей квалификационной работе мы опирались на научные разработки проблемы психического и личностного развития индивида в онтогенезе (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические описания возрастных особенностей современных подростков (О.В. Гребенникова, В.С. Мухина и др.); положения отечественных исследователей (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, О.А. Захарьящева и др.) об особенностях межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте; представление о виртуальной реальности, Интернет-среде как о новом жизненном пространстве (А. Е. Войскунский, Ю.М. Лотман и др.); исследования феномена общения, в том числе с позиции интернет-общения (Д.В. Кирюхина, А. Kankaanranta, А. Gronning, К. Skovholt и др.); теоретические идеи о воздействии сети Интернет и интернет-общения на личность подростков (К. С. Жмырко, Н. А. Лукина и др.).
Выбранная тема исследования обусловлена необходимостью изучения психологических особенностей подростков, которые активно общаются в сети Интернет, что позволит направить исследовательские ресурсы на познание и оптимизацию взаимодействия человека со средой Интернет. При этом, проблема воздействия интернет-общения на социально-психологические особенности личности подростка является лишь частично разработана в трудах отечественных и зарубежных ученых. Всё вышесказанное делает рассмотрение проблемы влияния интернет-общения на социально-психологические особенности личностной сферы подростков особенно актуальной, что побудило нас выбрать её в качестве темы дипломной работы, которую мы сформулировали следующим образом: «Социально-психологические особенности личности подростков, обусловленные Интернет-общением».
Проблема исследования заключается в выявлении психологических особенностей деятельности личности в пространстве Интернет-технологий.
Цель исследования: выявить социально-психологические особенности подростков, обусловленные интернет-общением, для разработки тренинговых занятий по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.
Объект исследования: личностная сфера подростков.
Предмет исследования: социально-психологические особенности учащихся подросткового возраста, обусловленные интернет-общением.
Гипотеза исследования: существуют социально-психологические особенности подростков активных пользователей социальных сетей, по сравнению с подростками неактивными пользователями социальных сетей.
Задачи исследования:
- Рассмотреть социальное взаимодействие как фундаментальное условие психического развития индивида в онтогенезе на основе анализа литературы по теме исследования;
- Рассмотреть виртуализацию общения в подростковом возрасте как психологическую проблему на основе анализа литературы по теме исследования;
- Провести эмпирическое исследование особенностей личности подростков, обусловленные интернет-общением.
- Проанализировать результаты исследования особенностей личности подростков, обусловленных интернет-общением.
- Разработать тренинговое занятие по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.
- Сформулировать выводы и заключение по проблеме исследования.
Методы исследования:
- Теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, структурно-содержательный анализ, вербальное моделирование объекта.
- Эмпирические методы: опрос, методы математической статистики (критерий Стьюдента для независимых выборок), комплекс психодиагностических методик:
- Методика определения основных мотивов выбора профессии, автор Е.М. Павлютенков;
- Тест-опросник самоотношения, авторы В.В. Столин, С.Р. Пантелеев;
- Методика «Самооценка адаптивности» (модифицированный вариант методики С.И. Болтивец)
- Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), автор Б.А. Федоришин.
Эмпирическая база исследования: школа № __ и академический лицей.
Характеристика выборки исследования в эмпирическом исследовании приняли участие 36 человек – подростков в возрасте 14-15 лет (16 девушек и 20 юношей), которые (по результатам анкетирования) являются активным пользователями социальных сетей, а также группа неактивных пользователей сети-интернет в количестве 36 человек (18 девушек и 18 юношей).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.1. Социальные взаимодействия как фундаментальное условие психического развития индивида в онтогенезе
В современной психологии сложился подход к проблеме развития личности как к развитию психосоциального, поскольку практически невозможно отделить одно от другого, потому что онтогенез является целостным процессом, в котором обоюдно детерминированы развитие психики и развитие личности [36].
Отдельные исследователи [2] в своих работах отмечают, что ребенок в начале онтогенеза является определенным реактивным образованием, адаптируется к внешней среде. То есть, другими словами, на данном этапе развития для человека не характерна активность. Человек на данном этапе является больше пассивным.
Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн утверждал, что «психические проявления возникают у индивида под давлением внешнего воздействия» [48].
В этом случае определяющей роли в детерминации психики приобретает раздражитель, объект. Суть другого подхода заключается в том, что развитие ребенка происходит спонтанно на основе врожденных, наследственных свойств, по мере их созревания [40], ведь уже с самого начала своей жизни каждый отдельный человек обладает самостоятельной силой реакций на внешние воздействия.
По нашему мнению, идеалистическое понимание развития личности, главным критерием которого является только внутренние условия не имеет перспектив. В то же время и ошибочной считаем позицию, которая выводит развитие только с внешних факторов, поскольку в этом случае уже в исходном пункте развития внешние условия отделяются от внутренних. Однако, если отбросить (особенно в начале онтогенеза) внутренние (наследственные) условия, то от взаимодействия внешнего и внутреннего в их диалектическом единстве ничего не останется. Врождённые и наследственные условия психического развития и иные внутренние условия взаимосвязаны всегда с разными внешними воздействиями, воспринимаемые индивидом как сигналы и раздражители [1].
Всякое изначальное ощущение предполагает в обязательном порядке специфические для ребёнка рефлекторные реакции. Если принять во внимание тот факт, что психическое появляется до пренатального и постнатального времени жизни человека, то такими сходными внешними воздействиями бывают элементарные объекты, сигналы и раздражители, которые обуславливают появление начальных эмоций и ощущений.
Иными словами для любого вида ощущений главным представляются специфические для этого ощущения рефлекторные реакции. Как правило, рефлекторные реакции бывают приобретенными, условными, врождёнными и безусловными. Генетическая база рефлекторной деятельности любого анализатора состоит из безусловных рефлексов. Лишь на этой базе возникнуть могут ощущения и иные психические явления под воздействием внешних первых воздействий.
В процессе дальнейшего взаимодействия человека с миром постепенно формируется и развивается более сложная совместная деятельность анализаторов, в которой наследственное, врожденное и приобретенное невозможно отделить друг от друга. Согласно нашей точки зрения, развитие безусловно зависит от организма, поскольку именно анатомо-физиологическое строение человека делает его носителем сознания, позволяет ей иметь язык и высокоразвитый интеллект, тогда как аномалии в анатомо-физиологическому строению организма, обусловленные генетически, или те, которые возникли от рождения или в результате травмы или заболевания, непременно негативно сказываются на психосоциальные развития личности. Однако, очевидно также и то, что психосоциальное развитие организма зависит от социальной среды не менее от биологической основы индивида [2].