Курсовая работа|Социология

Социальное взаимодействие подростков в сети интернет

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 59

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

1.1. Социальные взаимодействия как фундаментальное условие психического развития индивида в онтогенезе.

1.2. Виртуализация общения в подростковом возрасте как психологическая проблема 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕМ

2.1 Организация исследования.

2.2. Результаты исследования и их обсуждение.

2.3. Разработка тренингового занятия по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Интернет и система коммуникаций являются сравнительно новыми сферами деятельности человека. Они произвели революцию в коммуникациях до такой степени, что теперь является предпочтительным средством повседневного общения. Практически во всем, что люди делают, они используют Интернет: заказ пиццы, покупка телевизора, обмен фотографиями с другом, отправка изображения через мгновенные сообщения. Поэтому изучение теоретических и практических основ психологических особенностей использования Интернет-технологий актуально.

Такими авторами, как А. Джоинсон, В. Барнс, В. В. Бычков, К. Витти, Д. Вальтер, А. Г. Асмолов, Р. Амичай-Гамбургер, А. Байм и т.д. освещаются вопросы межличностного взаимодействия онлайн. Работы этих авторов, стоит отметить, частично определяют сферу межличностных коммуникаций. В трудах зарубежных психологов, таким образом, стоит обратить внимание, тема социального взаимодействия подростков в среде интернета освещена больше.

 Теоретико-методологические основы исследования: в своей квалификационной работе мы опирались на научные разработки проблемы психического и личностного развития индивида в онтогенезе (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические описания возрастных особенностей современных подростков (О.В. Гребенникова, В.С. Мухина и др.); положения отечественных исследователей (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, О.А. Захарьящева и др.) об особенностях межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте; представление о виртуальной реальности, Интернет-среде как о новом жизненном пространстве (А. Е. Войскунский, Ю.М. Лотман и др.); исследования феномена общения, в том числе с позиции интернет-общения (Д.В. Кирюхина, А. Kankaanranta, А. Gronning, К. Skovholt и др.); теоретические идеи о воздействии сети Интернет и интернет-общения на личность подростков (К. С. Жмырко, Н. А. Лукина и др.).

Выбранная тема исследования обусловлена необходимостью изучения психологических особенностей подростков, которые активно общаются в сети Интернет, что позволит направить исследовательские ресурсы на познание и оптимизацию взаимодействия человека со средой Интернет. При этом, проблема воздействия интернет-общения на социально-психологические особенности личности подростка является лишь частично разработана в трудах отечественных и зарубежных ученых. Всё вышесказанное делает рассмотрение проблемы влияния интернет-общения на социально-психологические особенности личностной сферы подростков особенно актуальной, что побудило нас выбрать её в качестве темы дипломной работы, которую мы сформулировали следующим образом: «Социально-психологические особенности личности подростков, обусловленные Интернет-общением».

Проблема исследования заключается в выявлении психологических особенностей деятельности личности в пространстве Интернет-технологий.

Цель исследования: выявить социально-психологические особенности подростков, обусловленные интернет-общением, для разработки тренинговых занятий по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.

Объект исследования: личностная сфера подростков.

Предмет исследования: социально-психологические особенности учащихся подросткового возраста, обусловленные интернет-общением.

Гипотеза исследования: существуют социально-психологические особенности подростков активных пользователей социальных сетей, по сравнению с подростками неактивными пользователями социальных сетей.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть социальное взаимодействие как фундаментальное условие психического развития индивида в онтогенезе на основе анализа литературы по теме исследования;
  2. Рассмотреть виртуализацию общения в подростковом возрасте как психологическую проблему на основе анализа литературы по теме исследования;
  3. Провести эмпирическое исследование особенностей личности подростков, обусловленные интернет-общением.
  4. Проанализировать результаты исследования особенностей личности подростков, обусловленных интернет-общением.
  5. Разработать тренинговое занятие по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.
  6. Сформулировать выводы и заключение по проблеме исследования.

Методы исследования:

  • Теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, структурно-содержательный анализ, вербальное моделирование объекта.
  • Эмпирические методы: опрос, методы математической статистики (критерий Стьюдента для независимых выборок), комплекс психодиагностических методик:
  1. Методика определения основных мотивов выбора профессии, автор Е.М. Павлютенков;
  2. Тест-опросник самоотношения, авторы В.В. Столин, С.Р. Пантелеев;
  3. Методика «Самооценка адаптивности» (модифицированный вариант методики С.И. Болтивец)
  4. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), автор Б.А. Федоришин.

Эмпирическая база исследования: школа № __ и академический лицей.

Характеристика выборки исследования в эмпирическом исследовании приняли участие 36 человек – подростков в возрасте 14-15 лет (16 девушек и 20 юношей), которые (по результатам анкетирования) являются активным пользователями социальных сетей, а также группа неактивных пользователей сети-интернет в количестве 36 человек (18 девушек и 18 юношей).

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 1.1.   Социальные взаимодействия как фундаментальное условие психического развития индивида в онтогенезе

В современной психологии сложился подход к проблеме развития личности как к развитию психосоциального, поскольку практически невозможно отделить одно от другого, потому что онтогенез является целостным процессом, в котором обоюдно детерминированы развитие психики и развитие личности [36].

Отдельные исследователи [2] в своих работах отмечают, что ребенок в начале онтогенеза является определенным реактивным образованием, адаптируется к внешней среде. То есть, другими словами, на данном этапе развития для человека не характерна активность. Человек на данном этапе является больше пассивным.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн утверждал, что «психические проявления возникают у индивида под давлением внешнего воздействия» [48].

В этом случае определяющей роли в детерминации психики приобретает раздражитель, объект. Суть другого подхода заключается в том, что развитие ребенка происходит спонтанно на основе врожденных, наследственных свойств, по мере их созревания [40], ведь уже с самого начала своей жизни каждый отдельный человек обладает самостоятельной силой реакций на внешние воздействия.

По нашему мнению, идеалистическое понимание развития личности, главным критерием которого является только внутренние условия не имеет перспектив. В то же время и ошибочной считаем позицию, которая выводит развитие только с внешних факторов, поскольку в этом случае уже в исходном пункте развития внешние условия отделяются от внутренних. Однако, если отбросить (особенно в начале онтогенеза) внутренние (наследственные) условия, то от взаимодействия внешнего и внутреннего в их диалектическом единстве ничего не останется. Врождённые и наследственные условия психического развития и иные внутренние условия взаимосвязаны всегда с разными внешними воздействиями, воспринимаемые индивидом как сигналы и раздражители [1].

Всякое изначальное ощущение предполагает в обязательном порядке специфические для ребёнка рефлекторные реакции. Если принять во внимание тот факт, что психическое появляется до пренатального и постнатального времени жизни человека, то такими сходными внешними воздействиями бывают элементарные объекты, сигналы и раздражители, которые обуславливают появление начальных эмоций и ощущений.

Иными словами для любого вида ощущений главным представляются специфические для этого ощущения рефлекторные реакции. Как правило, рефлекторные реакции бывают приобретенными, условными, врождёнными и безусловными. Генетическая база рефлекторной деятельности любого анализатора состоит из безусловных рефлексов. Лишь на этой базе возникнуть могут ощущения и иные психические явления под воздействием внешних первых воздействий.

 В процессе дальнейшего взаимодействия человека с миром постепенно формируется и развивается более сложная совместная деятельность анализаторов, в которой наследственное, врожденное и приобретенное невозможно отделить друг от друга. Согласно нашей точки зрения, развитие безусловно зависит от организма, поскольку именно анатомо-физиологическое строение человека делает его носителем сознания, позволяет ей иметь язык и высокоразвитый интеллект, тогда как аномалии в анатомо-физиологическому строению организма, обусловленные генетически, или те, которые возникли от рождения или в результате травмы или заболевания, непременно негативно сказываются на психосоциальные развития личности. Однако, очевидно также и то, что психосоциальное развитие организма зависит от социальной среды не менее от биологической основы индивида [2].

  1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. – М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука», 1989. – 248 с. – ISBN 5-02-013315-9. – Текст : непосредственный.
  2. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Издание второе, перераб. и доп./ Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
  3. Андреева, Е. Б. 3: 19.00.05 «Социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Андреева Елена Борисовна ; Московский городской психолого-педагогический университет. – М., 2017. – 20 с. – Место защиты: Московский городской психолого-педагогический университет. – Текст : непосредственный.
  4. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. – Текст : электронный // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред А.Е.Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2017. – С. 11-39. – URL : https://istina.msu.ru/collections/643033/ (дата обращения 11.12.2021).
  5. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский – Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 2018. – №1. – С. 88-100.
  6. Балонов, И.М. Компьютер и подросток / И.М. Балонов. – М.: Эксмо, 2017. – С. 32-58. – ISBN 958–75–5849–576. – 245 с.
  7. Бех И.Д. Психологические источники воспитательного мастерства [учебное пособие] / Бех Иван Дмитриевич. - К.: «Академвидав». - 2009. - 248 с.
  8. Бодалев А.А. Психология общения. 256 стр. М. – Воронеж 1996.
  9. Бондаренко, Т.А. Общение виртуальном мире интернета / Т.А. Бондаренко – Текст: непосредственный // Вестник Донского государственного технического университета, 2019. – Т.9. – №4(43). – С. 728-735.
  10. Буренина, С. Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков: специальность 13.00.01 «Общая педагогика» : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Буренина Светлана Юрьевна; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена – Санкт-Петербург, 2000. – 160 с. – Текст: непосредственный.
  11. Буянова, В.В., Жуина, А.И., Жуина, Д.В. Характеристика межличностной коммуникации подростков-активных пользователей Интернет-сети/ В.В. Буянова, А.И. Жуина, Д.В. Жуина – Текст: электронный // Пензенский психологический вестник, 2017. – №2 (9). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-mezhlichnostnoy-kommunikatsii-podrostkov-aktivnyh-polzovateley-internet-seti (дата обращения: 11.12.2021)
  12. Бычков, В.В. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. – Текст: непосредственный // Вопросы философии. – 2016. – № 11. – С. 47–59.
  13. Воинова, О.И., Плешаков, В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум / О.И. Воинова, В.А. Плешаков – Текст: электронный // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus», 2018. – №1(4). – URL: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification_of_people_according_to_the_extent_of_the_integration_into_the_cybersocium
  14. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. - М.: Акрополь, 2010. - 439
  15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский; под. ред. Д.Б. Эльконина – М.: Педагогика, 1984. – 432 с., ил. – (Академия пед наук СССР)– Текст : непосредственный.
  16. Гребенникова, О. В. Особенности представлений современных российских подростков / О. В. Гребенникова– Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. – 2015. – № 1. – С. 97–99. – (Серия «Психология»).
  17. Данилова, М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: специальность 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты» : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук / Данилова Мария Анатольевна; ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет». – Саратов, 2009. – 18 с. – Место защиты: Саратовский государственный технический университет. – Текст : непосредственный.
  18. Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа – Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2019. – № 2. – С. 189-193.
  19. Емельянова, Т.П. Социальные представления, понятия и концепция последнего десятилетия / Т. П. Емельянова – Текст: непосредственный // Психологический журнал. – 2001. – № 6. – Т. 22. – С. 39–47.
  20. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии / Н.С. Ефимова – М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА- М, 2019. - 192 с. – Текст : непосредственный.
  21. Жабко, Е.Д. Интернет как среда виртуального общения / Е.Д. Жабко – Текст: непосредственный // Библиотековедение – 2017. – №4. – С.45-50.
  22. Жмырко, К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К. С. Жмырко. – Текст : электронный // Молодой ученый. - 2015. - № 10 (90). - С. 1333-1335. - URL: https://moluch.ru/archive/90/18749/ (дата обращения: 25.08.2021).
  23. Жуина, Д.В., Жуина, А.И. Особенности виртуального общения подростков в соцсетях и его влияние на их общение в реальной жизни / Д.В. Жуина, А.И. Жуина – Текст : электронный // Russian Journal of Education and Psychology – 2017. – DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-249-252. – Volume 8. – Number 6-2. – C. 249-252. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-virtualnogo-obscheniya-podrostkov-v-sotssetyah-i-ego-vliyanie-na-ih-obschenie-v-realnoy-zhizni/viewer (дата обращения: 11.12.2021).
  24. Захарьящева, О.А. Интегральный подход к решению психологических проблем детской киберсоциализации / О.А. Захарьящева – Текст : электронный // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus» – 2018. – №1(4). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Integral_approach_to_solving_psychological (дата обращения: 05.12.2021)
  25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 384 с. – ISBN 5-94010-018-X. – Текст : непосредственный.
  26. Иванов Д.В. / Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. - 96 с.
  27. Иванова, А.В. Особенности социальной ситуации развития подростка / А. В. Иванова – Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. - 2005. - № 1. –– С. 66–70. - (Серия «Психология»).
  28. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 576 с. – ISBN 978-5-388-00425-3. – Текст : непосредственный.
  29. Камалетдинова, Д.Г. Виртуальное общение как средство развития межличностных отношений в подростковом возрасте / Д.Г. Камалетдинова – Текст: непосредственный // Всероссийская научно-практическая конференция. – 2018. – №1. – С.224-226.
  30. Карабанова, О.А. Социальная ситуация развития ребенка: специальность 19.00.13 – «Психология развития, акмеология (психологические науки)» : диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Ольга Александровна ; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М., 2002. – Библиогр.: с. 337-358. – Текст: непосредственный.
  31. Каргаполова, Е.В., Каргаполов, С.В., Селиванова, А.А., Захаренкова,Л.А. Интернет-пространство современного студенчества / Е. В. Каргаполова, С. В. Каргаполов, А. А. Селиванова, Л. А. Захаренкова – Текст: электронный // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность : Материалы VI международной научно-практической конференции, Брянск, 17–18 мая 2019 года / Под редакцией Т.И. Рябовой. – Брянск: Федеральное государствен»ое бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет» – 2019. – С. 91-97. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41374999 (дата обращения: 13.12.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  32. Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности / Д.В. Кирюхина. – Текст: электронный // Современная зарубежная психология. – 2021. – DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100304 – Том 10. – № 3. – C. 40-47. – URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2021/n3/Kiriukhina.shtml, свободный.
  33. Кон И. С. Психология ранней юности. - М .: Просвещение, 1989. - 254 с.
  34. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969.
  35. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий ; рецензент и автор предисловия: доктор психол. наук, профессор, академик РАО В.П. Зинченко. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 180 с. – ISBN 5-89144-162-4 – Текст: непосредственный.
  36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность// А.Н.Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
  37. Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук / Литвиненко Наталья Валерьевна ; Оренбургский государственный педагогический университет. – Самара, 2009. – 48 с. – Место защиты: ГОУ ВПО «Поволжский государственная социально-гуманитарная академия». – Текст : непосредственный
  38. Лукина, Н.А. Специфика межличностных отношений в процессе общения в Интернет-среде / Н. А. Лукина – Текст: непосредственный // Личность и группа в условиях социальных изменений. - 2019. - Т. 5 «Психология человека в современном мире». - С. 280–284.
  39. Лучинкина, А.И., Юдеева, Т.В., Ушакова, В.Р. Информационно-психологическая безопасность личности в интернет-пространстве / А.И. Лучинкина, Т.В. Юдеева, В.Р. Ушакова.– Симферополь: Издательство Диайпи, 2015. – 151 с. – ISBN: 978-5-906821-16-4 – Текст : непосредственный.
  40. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 656 с. – ISBN: 978-5-7695-9163-1 – Текст: непосредственный.
  41. Николаева, И.А. Индивидуальная ситуация развития / И. А. Николаева – Текст: непосредственный // Известия академии педагогических и социальных наук. - 2020. - Выпуск 6. - С. 208–215.
  42. Орлов, A.M. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда обитания / А. М. Орлов. – М., 2017. – 205 с. – Текст: непосредственный.
  43. Плешаков, В.А. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете: монография. / Э.П. Печерская, В.Б. Звоновский, Д.Ю. Меркулова, В.А. Плешаков, М.Г. Мацкевич, О.И. Саблина. – Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2013. – 140 с. – ISBN 978-5-94622-473-4 – Текст: непосредственный.
  44. Плешаков, В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников/ В.А. Плешаков. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 52 с. – Текст: непосредственный.
  45. Психология: словарь / В. В. Абраменкова [и др.] ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. –  М. : Политиздат, 1990. – 494, с. – ISBN 5-250-00364-8 (в пер.) – Текст: непосредственный.
  46. Разуваева, Т.Н. Интернет-коммуникации подростков: психологический аспект / Т.Н. Разуваева – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №63-2. – С. 340-344. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsii-podrostkov-psihologicheskiy-aspekt, свободный.
  47. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис, А.А. Реан // Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 189 с. – ISBN 5-88782-416-6 – Текст : непосредственный.
  48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
  49. Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей. Феникс, 2007 г.
  50. Солдатова, Г.В., Зотова, Е.Ю., Лебешева, М.И., Шляпников, В.Н. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции./ Г.В.Солдатова, Е.Ю. Зотова, М.И. Лебешева, В.Н. Шляпников. – М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. – 165 с. – ISBN 978-5-89357-379-4 – Текст : непосредственный.
  51. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. - 2-е изд. - М.: Когито-Центр, 2019. – ISBN: 5-89353-157-4 – Текст: непосредственный. – Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/88315.html (дата обращения: 06.01.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
  52. Тимченкова, С.П. Анализ особенностей межличностной коммуникации подростков - активных пользователей сети интернет / С.П. Тимченкова – Текст: электронный // Научные исследования. – 2019. – №3 (29). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-mezhlichnostnoy-kommunikatsii-podrostkov-aktivnyh-polzovateley-seti-internet, свободный.
  53. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса/ Леон Фестингер; [пер. с англ. А. А. Анистратенко, И. Знаешевой]. - М.: Э, 2018. - 251 с: табл.; 24 см. - (Классика психологии) – ISBN 978-5-699-95705-7– Текст: непосредственный.
  54. Михалец, И. В. Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире / И. В. Михалец, А. Д. Волчкова, Е. Д. Гарбуз. - Текст : электронный // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. - С. 23-25. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10704/ (дата обращения: 06.01.2022).
  55. Цымбаленко С.Б., Макеев П.С. Медийный портрет подростка. Пособие / С.Б. Цымбаленко, П.С. Макеев. – М.: РУДН, 2015. – 88 с. – Текст: непосредственный.
  56. Эльконин, Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Д.Б. Эльконин – М.: Издательский центр «Академия», 2015. –144 с. – ISBN 5-7695-0794-2 – Текст : непосредственный.
  57. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2019. – 196 с. – ISBN 966-525-697-1 – Текст: непосредственный.
  58. Юткина, Ю. Компьютерные игры. Разрядка или зависимость? / Ю. Юткина. – М.: «Академия», 2007 г. – 63 с. – Текст : непосредственный.
  59. 22 симптома зависимости от социальных сетей. – Текст: электронный // Newsland [сайт]. – 2010. – URL: http://newsland.com/news/detail/id/479853/ (дата обращения: 22.11.2021).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское