Контрольная работа|История

Контрольная Народничество: идеи, направления, эволюция

Контрольная работа по истории

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2013 | Страниц: 18

Введение 
1. Народничество как направление общественной мысли 70-х годы ХIХ века 
2. Генезис и идеология народничества 
3. Основные направления и течения в народничестве 
Заключение 
Список использованной литературы

Кризис самодержавно-крепостпической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России. Начались поиски «особых путей» социального переустройства страны. Отсюда 70-е годы ХIХ века в России связываются с возникновением ряда течений утопического социализма, которое получило название «народничества».

Центральным звеном системы взглядов народников явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины. Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землей, установление демократического народного правления.

Цель контрольной работы – рассмотреть основные положения народничества как направления общественной мысли 70-х годы ХIХ века.

Задачи контрольной работы:

  1. Рассмотреть народничество как направление общественной мысли 70-х годы ХIХ века;
  2. Рассмотреть генезис и идеологию народничества;
  3. Изучить основные направления и течения в народничестве.
1. Народничество как направление общественной мысли 70-х годы ХIХ века Народничество – идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 – начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенно адаптировать большинство населения к условиям модернизации хозяйства. Как система идей была характерна для стран с преимущественно аграрным характером экономики в эпоху их перехода к индустриальной стадии развития (помимо России, это Польша, а также входившие в состав Российской империи Украина, страны Прибалтики и Кавказа). Считается разновидностью утопического социализма, соединенного с конкретными (в ряде аспектов – потенциально реалистичными) проектами реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны . В советской историографии история народничества тесно связывалась с этапами освободительного движения, начатого движением декабристов и завершенного Февральской революцией 1917. Соответственно, народничество соотносилось со вторым, революционно-демократическим его этапом. Современная наука полагает, что обращение народников к массам было продиктовано не политической целесообразностью немедленной ликвидации самодержавия (цель тогдашнего революционного движения), а внутренней культурно-исторической потребностью сближения культур – культуры образованного сословия и народной. Объективно движение и доктрина народничества способствовали консолидации нации через снятие сословных различий, формировали предпосылки для создания единого правового пространства для всех слоев общества. Герцен и Чернышевский – родоначальники народнической идеологии. Первые признаки протонародничества обнаруживаются уже в творчестве русских писателей 18 в. (А. Н. Радищев) и начала 19 вв. (А. С. Пушкин, А. Я. Чаадаев, Н. В. Гоголь), проявлявших устойчивый интерес к социальной проблематике, «правде жизни». Но родоначальниками идеологии народничества считаются А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, хотя при общей схожести их основных взглядов, отсутствие единства и целостности в самой народнической доктрине определили их серьезные расхождения по ряду принципиальных вопросов. Герцен, переживший в 1830-е увлечение гегельянством, был убежден в самоценности человека. Он полагал, что главной в общественной эволюции остается перспектива развития личности, преодоления атмосферы духовной и социальной деспотии над нею. Однако разочаровавшись (после революционных событий 1848) в европейском прогрессе, убедившись, что общественное устройство Европы далеко от идеала (так как отдавало предпочтение частной инициативе и предпринимательской хватке отдельных индивидов в ущерб интересам большинства населения), он, по его же словам, «поверил в Россию». Ее будущее виделось ему в изменении отношений собственности на основе развития солидарности и взаимопомощи членов общества. Эти особенности русского социально-экономического уклада он нашел в русской общине. Герцен высоко оценивал нравственный облик русских крестьян, ставя их «природный» коллективизм выше индивидуалистических устремлений европейцев. Эти его взгляды легли в основу герценовской концепции самобытного «русского социализма», ставшего исходной основой для народнической доктрины. Сформулированные им принципы народнической идеологии (переустройство общества на основе свободных, организованных в общины тружеников, их самоуправление, сочетание отечественной традиции и интеллектуальных достижений Запада, в том числе – идей просвещения, политической демократии, социализма) разделялись многочисленными сторонниками народнических идей.
  1. Головинов А. В. Роль народническо-декабристской мысли в формировании и развитии политической идеологии областничества / А. В. Головинов // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. Т. 1. – № 4. – С. 243-247.
  2. Зверев В. В. Реформаторское народничество в отечественной дореволюционной историографии / В. В. Зверев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2008. № 4 (14). – С. 55-71.
  3. Мокшин Г. Н. Что такое «легальное народничество»? / Г. Н. Мокшин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. – 2011. Т. 11. – № 2-1. С. 21-29.
  4. Отечественная история: Учебник / И. Н. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М. – 2012. – 639 с.
  5. Отечественная история: Учебник / Н. В. Шишова, Л. В. Мининкова, В. А. Ушкалов. – М.: ИНФРА-М – 2011. – 462 с.
  6. Социально-гуманистическая парадигма русского народничества / В. Д. Жукоцкий, З. Р. Жукоцкая // Русская Реформация ХХ века: статьи по культурософии советизма. – М.: Новый хронограф. – 2008. – С. 85-107
  7. Тюкачев Н. А. Народничество в освещении российских «охранителей» самодержавия / Н. А. Тюкачев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2010. № 1. – С. 74-89.
  8. Юдин А. И. Народничество как альтернатива классической, метафизической философии / А. И. Юдин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. № 2. – С. 243-256.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Контрольная работа История
2014 год 18 стр.
Контрольная Общественно-политические движения в России
Telesammit
Контрольная работа История
2017 год 26 стр.
Контрольная Образование государства Киевская Русь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское