Введение.
Глава 1. Основные тенденции и перспективы экономического развития ЕС.
1.1 Динамика и прогноз экономического развития ЕС.
1.2 Значение политической составляющей в перспективном развитии ЕС..
Глава 2. Экономическое развитие и научно-технический прогресс.
2.1 Сдвиги в отраслевой структуре.
2.2 Научно-технический прогресс.
Глава 3. Внешнеэкономические связи и особенности мирохозяйственного положения.
3.1 Процессы глобализации и внешнеэкономическая стратегия ЕС.
3.2 Значение внешнеэкономических связей с Россией и СНГ.
Заключение.
Литература:
На рубеже XX-XXI веков международные отношения переживали глубинные трансформации. Падение Берлинской стены и завершение “холодной войны” открыли принципиально новые перспективы формирования демократического и справедливого миропорядка. Формула “два мира - две системы” сменилась формулой многополюсного мира, определяющей и мировой порядок, и новую архитектуру Европы.
Одним из наиболее ярких проявлений специфики современных международных отношений являются глубинные интеграционные процессы, особенно присущие странам Западной Европы.
Международная экономическая интеграция – это процесс сближения, срастания экономик нескольких государств. Основной целью экономической интеграции являются расширение внешнеэкономических отношений между странами – участницами за счет:
- экономии на масштабах производственных и прочих операций;
- создания льготного внешнеторгового режима в отношении товаров из стран - участниц интеграционного союза и пр.
Первые примеры экономической интеграции относятся к 50-м годам ХХ века. Уже в середине 90-х годов в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа[1]. Сложно однозначно отнести то или иное интеграционное объединение к конкретной форме. Четкой границы между ними нет.
Наиболее развитой интеграционной группировкой настоящего времени справедливо считается Европейский союз.
Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю к концу 90-х годов прошлого века приходилось 28% совокупного ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,4% населения мира[2]. Он не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. Европейский Союз включает 15 стран, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.
Образование в 1957 г. Общего рынка положило начало формированию в Западной Европе регионального экономического комплекса со свободным движением товаров, услуг, капитала и людей. С 1993 г. отношения между странами ЕС основываются на договоре о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), в соответствии с которым учреждается политический союз, означающий проведение общей внешней политики, политики в области безопасности, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, сотрудничество в социальной сфере. Этот договор ввел единое гражданство.
Замена традиционных двусторонних отношений многонациональными находится на начальном этапе. Тем не менее, увеличивающаяся интернационализация производства, сложившийся механизм экономического сотрудничества обеспечивают Европейскому Союзу важную роль в мировой экономике и политике.
Таким образом, в современных условиях анализ места ЕС в мировом хозяйстве является особенно важным и актуальным. Именно подобный анализ и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Выявить основные тенденции и перспективы экономического развития ЕС;
- Определить связь экономического развития и научно-технического прогресса
- Проанализировать внешнеэкономические связи и особенности мирохозяйственного положения ЕС.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Первая глава посвящена рассмотрению основных тенденций и перспектив экономического развития ЕС. В ней нашли отражение такие вопросы, как анализ динамики развития ЕС, прогнозы его дальнейшего развития.
Во второй главе рассматривается связь экономического развития и научно-технического прогресса.
Третья глава раскрывает проблемы внешнеэкономических связей, рассматривает процессы глобализации и внешнеэкономическую стратегию ЕС.
В заключении подводены итоги работы и сделаны основные выводы.
Для написания данной работы использовались труды зарубежных и российских экономистов, учебная и научная литература, материалы периодической печати, статистические данные и данные интернет-сайтов.
Глава 1. Основные тенденции и перспективы экономического развития ЕС
1.1 Динамика и прогноз экономического развития ЕС
В начале XXI века Европа стоит перед сложной задачей обеспечения устойчивой динамики развития на новом качественном уровне в условиях внутренней трансформации и обострения мирохозяйственной конкуренции. Первая половина 90-х гг. была не самым удачным периодом для западноевропейских стран с точки зрения экономического и социального развития. Относительно низкие темпы роста производства, ухудшение параметров, определяющих конкурентоспособность европейских экономик, проблемы в социальной сфере, выразившиеся в высокой и длительной безработице и необходимости консолидации бюджетов, за которой скрывается, прежде всего, сокращение государственного финансирования социальных программ, — все это предопределяет сложные условия вступления региона в XXI век.
Вместе с тем, 90-е гг., особенно вторая их половина, стали периодом всесторонней и глубокой рационализации и санации национальных экономик как на макро-, так и на микроуровне, началом реформирования хозяйственных моделей европейских стран и, наконец, существенным прорывом в процессах региональной интеграции. В отдельных западноевропейских государствах и на уровне Европейского Союза создавались предпосылки для стабильного экономического роста и социального компромисса в ближайшие 10-15 лет. В социально-экономической сфере Западной Европы продолжает весьма активно действовать государство. Такое положение сохранится и в обозримой перспективе, однако функции государства претерпят качественные изменения: эффективность государственного регулирования будет повышаться при снижении масштабов прямого вмешательства государства в экономику. Часть задач государственного регулирования постепенно будет переходить с национального уровня на межгосударственный и наднациональный. Одновременно расширятся хозяйственно-политические полномочия региональных органов власти. Качественные изменения в европейской экономической политике и взаимоотношениях государства и частного бизнеса можно отнести к определяющим условиям социально-экономического развития в Западной Европе.
Помимо хозяйственно-политических причин на условия развития в прогнозный период будут оказывать влияние демографические, а также внутри- и внешнеполитические факторы. Следующие полтора-два десятилетия будут для Западной Европы отличаться от 50-80-х гг. в отношении динамики населения. Существенно снизится его среднегодовой прирост. По оценкам, общая численность населения региона возрастет с 383 млн. чел. в 1995 г. до примерно 410 млн. в 2015 г. Доля детей в возрасте до 15 лет сократится с 19,8 % в 1990 г. до 16,9 % в 2025 г., соответственно, доля лиц от 15 до 65 лет уменьшится с 66,8 до 63,8%, в возрасте 65 лет и старше увеличится с 13,4% до 20,3%.[3] При этом заметно повысится доля лиц старше 80 лет. Старение населения произойдет, главным образом, в результате роста продолжительности жизни и снижения рождаемости. В этих условиях может усилиться потребность в иностранной рабочей силе, хотя массовая иммиграция по социально-политическим причинам будет сдерживаться ограничительными мерами государств, согласованными на уровне ЕС.
Западноевропейское экономическое пространство отличается меньшей однородностью, чем американская и японская хозяйственные системы. Хотя продвижение по пути формирования единого рынка в Европе происходит весьма активно, до окончательного утверждения его институтов потребуется еще немало времени и усилий. Нынешний хозяйственный порядок ЕС характеризуется сочетанием общих и особенных элементов, различающихся по странам. В течение прогнозируемого периода будет происходить нарастание общих элементов, но они еще не станут доминирующими, и национальная экономическая политика в основе своей сохранится. Страны региона будут по-прежнему отличаться разнообразием отношений между государством и обществом, а также между государством и бизнесом. Сохранятся различия интересов участников Экономического и валютного союза (ЭВС), особенно по мере передачи вес более важных решений в области экономической политики на европейский уровень. В ряде случаев (при существенных страновых расхождениях социальных последствий возможного ухудшения конъюнктуры) роль национального фактора, национальных мотиваций может на непродолжительный период несколько возрасти. Но это не отменит тенденции становления обшей экономической политики.
Главный вектор европейской социально-экономической жизни региона — дальнейшее развертывание интеграционных процессов. На рубеже столетий европейская интеграция выходит на качественно новый уровень развития. Основным содержанием процесса развития ЕС в прогнозный период останется движение к объединению национальных хозяйств стран-участниц и созданию межгосударственного образования, эволюционизирующего к системе федеративного типа на базе экономического, валютного и политического союзов.
[1] Киреев А.П. Международная экономика. Ч.1. М., 2001. С.367
[2] Ломакин В. К., Мировая экономика, М., 2000, с. 485
[3] Европа вчера, сегодня, завтра, под ред. Шмелева Н. П., М., 2002, с. 68