Введение.
Глава 1. Общие проблемы несостоятельности рынка и роль государства в рыночной экономике
1.1 Теоретические взгляды на проблему государственного регулирования рынка.
1.2 Сущность экономической роли государства и ее особенности в зарубежных странах.
1.3 Объекты государственного регулирования экономики.
1.4 Цели государственного регулирования экономики.
Глава 2. Институциональная структура государственного регулирования рынка, ее функционирование и особенности в России.
2.1 Органы государственного управления экономикой: мировая и отечественная практика.
2.2 Принятие решения.
2.3 Эффективность государственного регулирования экономики.
2.4 Экономическая роль и институты государственного регулирования экономики в России.
Заключение.
Источники и литература:
Функции государства в экономике могут быть самыми разнообразными. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
Особенно ярко государственное регулирование экономики на современном этапе проявляется в сфере предпринимательства, так как именно данный сектор отечественной экономики развивается особенно быстрыми темпами.
Ученые уже достаточно давно доказали фиаско чистого рынка, чем объясняется существование как состоятельных, так и несостоятельных рынков. Очевидной здесь является необходимость государственного регулирования экономики.
В рыночной экономике государство выполняет одни функции, в командно-административной - другие. Однако, совсем иначе дело обстоит с переходной экономикой, где набор государственных функций является достаточно сложным и смешанным. Здесь могут сохраняться и административные методы регулирования предпринимательства при параллельном развитии экономических механизмов аналогичного регулирования.
В целом, наличие несостоятельных и состоятельных рынков делает особенно важным и актуальным анализ государственного регулирования экономики в мировой практике.
Еще более актуальной тема подобного анализа становиться в результате оценки процессов, происходивших в экономике России в 90-е годы прошлого века. В процессе перехода России от административно-командной системы к рыночным отношениям, такой аспект государственной деятельности, как регулирование предпринимательства, приобретает особое значение и, по сути, является неотъемлемой частью данного процесса. Таким образом, важно рассматривать не только мировой, но и российский опыт государственного регулирования экономики.
В связи с указанной актуальность исследования в данной работе будут рассмотрены:
- Теоретические подходы к государственному регулирования экономики;
- общая сущность государственного регулирования экономики;
- объекты государственного регулирования экономики;
- цели государственного регулирования экономики;
- институциональная структура ГРЭ и особенности ее функционирования в зарубежных странах и России;
- инструменты и институты государственного регулирования предпринимательства в переходной период.
Глава 1. Общие проблемы несостоятельности рынка и роль государства в рыночной экономике
1.1 Теоретические взгляды на проблему государственного регулирования рынка
Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. Государство оказывает ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Поэтому государственное регулирование является важной частью рыночной экономики.
Современный рыночный механизм имеет много достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют сферы экономики, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.[1]
В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводит большинство развитых стран мира.
По мнению Дж.М. Кейнса, только сочетание саморегулирующегося рыночного механизма и государственных регуляторов способно обеспечить совокупный платежеспособный спрос в соответствии с произведенным национальным продуктом, т.е. стабильное экономическое развитие.[2]
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Современное рыночное хозяйство неотделимо от государства. Во всех развитых странах существует государственное регулирование экономики.
Какие же факторы обусловливают необходимость государственного регулирования экономики? Эти факторы многообразны, но их можно сгруппировать на основании определенного критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем (см. табл. 1).
Приведенная классификация факторов, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, позволяет на всех уровнях органов государственной власти эффективно, в интересах России, каждого региона, каждого человека решать экономические, социальные и политические проблемы строительства Российского государства
[1] Агапова И. И., История экономической мысли. Курс лекций, М., 2005. С. 166
[2] Там же