Глава 1. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри как главные герои ершалаимских глав
ГЛАВА 2. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ОСТАЛЬНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ «ДРЕВНИХ» ГЛАВ РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
2.1.Левий Матвей и тема ученичества
2.2.Афраний и его роль в сюжете
2.3. Иуда и тема пре дательства
Заключение
Список литературы
Глава 1. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри как главные герои ершалаим ских глав
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри – важн ые персона жи в сис теме об разов знаменитог о романа Михаила Афана сьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Интере сен спо р героев, конф ликт их мирово ззрений, кот орый пре вращает героев в от личных собес едников.
Всё на чинается с того, что Иешуа Га-Ноцри приво дят в роли обвин яемого в по дстрекательстве раз орения храма к про курору Понтию Пилату. С сам ого на чала их бес еды Иешуа об ратился к про курору как к «до брому чело веку». Для не го все люди до брые, так как злыми их де лают по ступки и об стоятельства. Иешуа по яснил, что сам он не приз ывал люде й раз рушить храм, эта бы ла лишь мет афора пер емен. Левий Матвей, его един ственный учен ик и последо ватель, не правильно за писывал его ре чи и ис кажал смысл вы ражений. Правда в его слов ах бы ла след ующая:
«Рухне т храм ста рой веры, и со здастся новы й храм ис тины».
На во прос же Понтия Пилата «что так ое ис тина?» Га-Ноцри неожидан но от ветил:
«Истинна, пре жде все го в том, что у тебя бол ит голова. Болит так сил ьно, что ты малодушно по мышляешь о смер ти».
Прот отипом филосо фа Иешуа Га-Ноцри является Иис ус Хрис тос. Но при это м Иешуа и Иис ус Хрис тос им еют некот орые от личия. Наприм ер, в романе Иешуа умирает в во зрасте 27 лет, а Иис ус Хрис тос бы л казне н в во зрасте 33 лет; у Иешуа есть все го один учен ик Левий Матвей, а у Иис уса Хрис та бы ло 12 учен иков. Несмот ря на эти и друг ие раз личия, Иис ус Хрис тос, без сомне ния, является прооб разом Иешуа, но в булгаковской инт ерпретации.
По мне нию Иешуа, ис тина за ключается в любви ко все м людям, зверям, живы м существ ам, вед ь для не го все равны. Га-Ноцри из бегает ненавис ти и зло бы, он увере н в том, что все люди до брые. Чере з об раз Га-Ноцри Михаил Булгаков в наде жде пытается пробуд ить в читателе до брое и светлое на чало, со здал сво его род а иде ал про стого смер тного в об разе Иешуа с его чис той и святой ис тиной.
- Арапович Б., Маттелмяки В:-Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990.-540с.
- Ардов М. Прочтение романа // Столица. — М., 1992. — № 42(100). — С. 55–57.
- Барков А.Н. Религиозно-философские аспекты романа «Мастер и Маргарита» // Возвращенные имена рус, лит. Аспекты поэтики, эстетики, философии. — Самара, 1994. — С. 64–72.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.
- Блажеев Е. Роман Булгакова как опыт русской бездны // Грани — Grani.-Frankfurt am Main, 1994. — Т. 49, № 174. — S. 109–125.
- Боборыкин В. Михаил Булгаков. Книга для учащихся старших классов. — М., 1991. — 208 с.
- Брикер Б. Наказание в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Типология мотива // Russ. lit. — Amsterdam, 1994. — Vol. 35. — N 1. — P. 1–38/
- Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Москва. 1966. № 11; 1967. № 1
- Булгаков М.А. Мастер и Маргарита:-М.: Хранитель, 2007.-717с.
- Галинская И.Л. Рецепция творчества М.А. Булгакова в англоязычной критике // Михаил Булгаков: современные толкования. К 100-летию со дня рождения. 1891–1991. — М., 1991. — С. 184–209.
- Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Slavica Hierosolymitana. — Jerusalem, 1978. — Vol. 3. — P. 198–251.
- Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе :-М.:Вако,2004.-364с.
- Зеркалов А. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри // Наука и религия. — М., 1986. — № 9. — С. 47–52.
- Золотусский И. Заметки о двух романах Булгакова // Лит. учеба. — М., 1991. — № 2. — С. 147–165.
- Икрамов К. Трагедия затаенного стыда. К вопросу о трансформации источников // Независ. газ. — М., 1993. — 3 марта. — С. 5.
- Йованович М. Евангелие от Матфея как литературный источник «Мастера и Маргариты» // Зб. за славистику. — Нови Сад, 1980. — № 8. — С. 109–123.
- Клеберг Л. Роман Мастера и роман Булгакова // Slavica ludensia. — Lund, 1977. — P. 113–125.
- Колтунова М.В. О концепции личности в романе «Мастер и Маргарита» // Возвращенные имена рус. лит. Аспекты поэтики, эстетики, философии. — Самара, 1994. — С. 55–64.
- Ломилина Н.И., Сигов В.К. Уроки словесности:-М.:Интеллект-Центр,2000.-117с.
- Петровский М. Мифологическое городоведение Михаила Булгакова, Театр. — М., 1991. — № 5. — С. 14–32.
- Соколов Б. Булгаковская Энциклопедия — М., 1996. — 586 с.
- Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». — М., 1991. — 175 с.
- Тан А. Москва в романе Булгакова // Декоративн. искусство. — М., 1987. — № 2(37). — С. 22–29..
- Ханнс Д. Дж. Роль Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» // Возвращенные имена рус. лит. Аспекты поэтики, эстетики, философии. — Самара, 1994. — С. 74–90.
- Чудакова М.О. Евгений Онегин, Воланд и Мастер // Там же, с. 5–10.
- Эльбаум Г. Анализ иудейских глав «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. — Анн Арбор, 1981. — 137 с.
- Яблоков М.В. Мотивы прозы Михаила Булгакова. — М., 1997. — 198 с.