Реферат|Теория государства и права (ТГиП)

Понятие, сущность и социальное назначение государства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 24

Введение

  1. Методологические подходы при анализе сущности государства
  2. Понятие и признаки государства
  3. Социальное назначение государства

Заключение

Список использованной литературы

Вопрос о понятии государства весьма сложен и далеко не простой. Это связано как со сложностью и многогранностью самого государства как явления, так и с неодинаковым восприятием одних и тех же конституционных явлений разными людьми.

Государство занимает центральное место в обществе и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, о его сущности.

Государство – это организация политической власти, способствующая преимущественной реализации определенных сословных, общечеловеческих, религиозных, национальных и иных интересов данной территории.

Сущность государства – это смысл, главное, заложенное в его глубине, определяющее его содержание, назначение и функционирование Итак, главным, основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Вопрос о сущности государства это о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Именно поэтому этот вопрос является очень спорным.

Вопрос о социальном назначении и функциях государства также тесно связан с понятием и сущностью государства.

Основные виды деятельности государства по реализации своих задач в теории государства и права определяют функции государства.

Функции государства выражают назначение государства и в целом его роль в общественной жизни. Благодаря анализу функций государства мы можем выяснить, каково его социальное предназначение, какова его роль в тот или иной исторический период, в той или иной стране.

Актуальность данный темой связана с проблемой развития государства и гражданского общества. До сих пор данная проблема считается недостаточно разработанной в современных политических и юридических науках, хотя период их изучения измеряется столетиями.

Государство играет не маловажную роль в жизни любого современного общества. В частности, степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от характера государства. Это один из важнейших институтов общества, хотя его значение на протяжении всей истории человечества неодинаково. Н любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, а также то, как и кем должна осуществляться государственная власть, оставался в той или иной мере актуальным и насущным.

Для нас и для нашей страны решение этого вопроса также имеет большое значение, так как мы все еще находимся на переходном этапе к формированию подлинно демократического государства. Становление подлинно демократического, демократического общества, главным образом в смысле достижения высокого уровня гражданственности и предпосылок свободно самоопределения личности, закономерно меняет его отношение к государству: общество стремиться отделить от себя государство, регламентировать его действия. Юридически закреплено стремление общества ограничить функции государства и его аппарата. Государство определяется как одна из подсистем общества. Над государством стоит закон. Государство становится правовым.

Несомненно, обновление действующего законодательства по сравнению с советским периодом очень положительно сказалось на достижении поставленных целей и является значительные шагом на пути к верховенству права. Современная юридическая литература даже говорить, что: «Необходимо учитывать, что Россия еще и демократическое правовое государство, которое в центр юридического регулирования общественных отношений ставит личность».

Однако, анализ действующего законодательства и публицистической литературы показал, что вопрос о сущности и социальном назначении государства не решен ни в теории, на практике. Верховенство закона само по себе является идеалом, но стремление к нему является важнейшей задачей любого государства, существующего сегодня.

Предметом работы является общие закономерности развития и функционирования государства, раскрывающие сущность и взаимосвязь государственно-правовых явлений общественной жизни.

Цель работы – изучить методологические подходы сущности государства. А также изучить понятие государства, рассмотреть его основные признаки и социальное назначение.

В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:

  • Анализ понятия и социальные назначения государства;
  • Рассмотреть функции государства, раскрыть их признаки;
  • Изучить методологические походы при анализе сущности государства.

Объектом изучения в данном реферате выступает государство и общественные отношения в нем.

Степень изученности проблемы. Данная проблема рассматривалась в трудах таких известных теоретиков права, как: Арутюнян Г.Г, Власова Т.В.,Костин Ю.В.,Марченко М.Н.,Пугачев В.П.,Павлов С.Ю., Тихомиров Ю.А. и других не менее выдающихся ученых.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и российских специалистов в области теории государства и права. Эмпирической базой работы являются материалы периодической печати и глобальной сети интернет, данные, опубликованные в статьях, монографиях и публикациях, проанализированные и обобщенные в работе.

 

  1. Методологические походы при анализе сущности государства

Определение сущности государства является одной из важнейших задач теории государства и права. Сущность государства — это смысл, основное звено, находящееся в глубине его, определяющее его содержание, его назначение и его функционирование. Таким образом, главным основополагающим в государстве являются власть, его членство, его назначение и его функционирование в обществе.

История анализа философской категории «Сущность» насчитывается более тысячи лет. В середине 20 века и позднее некоторые философы вообще отрицали научную и познавательную ценность этой категории и видели в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации и систематизации явлений и фактов. Согласно философскому пониманию, сущность есть закон бытия вещи. Без существования вещь перестает быть самой собой. Только познание сущности во всех внешних проявлениях позволяет сформировать адекватное научное понимание дела.

Познание сущности государства может осуществляться по внешним выражениям качественной стороны государства, как форма правления, форма устройства государства, режим государства, аппарат государственной власти, орган государства, функции государства и др. Именно на этих этапах познания раскрываются сущностные свойства государства. На этих этапах (формы, функции и т.д.) не всегда ярко проявляется сущность государства.  Это первое методологического, теоретико-познавательное положение, которое указывает на то, что сущностью государства является политическая власть государства. Государство по своей сути является мощным суверенным политических институтом (организацией). К какому бы типу или исторической эпохе ни обратилось государство, всегда будет властная и направляющая организация.

Любые варианты монархии или республики есть внешнее оформление властной сущности государства. Унитаризм или федерация – это внешняя форма государственной власти. Демократические, авторитарные или тоталитарные государственные режимы являются наглядными способами проявления сущностных свойств государства. Природа сущности государства не всегда находит свое точное выражение в его внешних проявлениях и формах. Таким образом, демократическая и государственная власть может внешне выступать как один из вариантов монархии, тогда как республика может быть формой тоталитарного по своей сущности государства. Примерами тому – современная Швеция и Северная Корея.

В отечественной юридической литературе часто высказывается мысль о необходимости выделения в государстве нескольких субъектов. И в то же время называются общечеловеческая сущность, общесоциальная сущность, классовая сущность. Теоретические корни такой позиции входят к идее Маркса о классовой природе государства, которое, с одной стороны, осуществляет так называемые общие дела, а с другой стороны, реализует прежде всего интересы народа. Сюда же следует отнести известное философское положение Ленина о движении в процессе познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

В связи с данной позицией можно определить следующее положение. Методологически правильным утверждением является то, что у любой вещи, не исключая государство, одна сущность, т.е. одна основа, один закон бытия. Другое дело, что в каждый конкретный исторический период сущность государства, государственной власти может носить преимущественно узкоклассовый или даже узкопартийный характер, демократический или теократически характер. Но во всех этих случаях государство остается по своей сути организацией политической власти.

«Нормативные правовые акты»

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

Литература:

  1. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: энцикл. Слов.-М.:2016:НОРМА. - 113-114 с.
  2. Власова Т.В. Теория государства и эволюция:моногр./Е.Т. Гайдар. М.:Евразия,1995. – 27 с.
  3. Костин Ю.В Идеи соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX – начала XX века. М.:2018. – 20с.
  4. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб./М.Н. Марченко.М.:Зерцало,2013.
  5. Мусаилов Г.Р. Теоретико-правовые принципы взаимодействия органов государственной власти/ Г.Р. Мусаилов// «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки»-2019.-№3(30).- 4 с.
  6. Матузов Н.И.,Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права.-М.:Норма, 2020.-587 с.
  7. Пугачев В.П. Политология./В.П. Пугачев. М.:КноРус,2015.
  8. Павлов С.Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке/ С.Ю. Павлов// Вестник Омской юридической акадмемии- 2018.-№4 - 409 с.
  9. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции.- М.:Юринформ центр,2020. – 13с.
  10. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: цикл лекций/ М.Ф. Чудаков. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 73 с.
  11. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения/В.Е. Чиркин. М.:Артикул,1997. – 17с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Теория государства и права (ТГиП)
2014 год 19 стр.
Реферат на тему: «Основные правовые системы современности»
Svetlana
Реферат Теория государства и права (ТГиП)
2014 год 18 стр.
Реферат Понятие юридических фактов и их виды
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское