Содержание.
ВВЕДЕНИЕ.
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ДЛЯ АУДИТА ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ.
1.1. Объект аудита и источники информации для проведения проверки.
1.2. Нормативно-правовая база бухгалтерского учёта и аудита товарных операций.
1.3. Источники информации и порядок аудита товаров реализуемых в организации оптовой торговли.
- ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ НА УЧАСТКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.
ООО «ВАЛЕНТЕЛА».
2.1.Тестирование системы внутреннего контроля при проведении аудиторской проверки участка реализации товаров в организации оптовой торговли на
примере ООО «Валентела».
3.ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТОРСКИХ ПРОЦЕДУР, ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО ТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ.
Заключение
Список использованной литературы
Переход всего народного хозяйства к рыночной экономике, ускорение развития предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организации и многообразных форм собственности коренным образом повлияло на механизм системы экономического контроля. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных органов и видов контроля. Это привело к появлению новых контролирующих государственных и негосударственных органов.
Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими организациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика.
Значение аудиторской проверки товарных операций организации чрезвычайно велико, так как в практике бухгалтерского учета не редко возникают ситуации, когда бухгалтеры допускают ошибки в учете товарных операций, что приводит к искажению бухгалтерской отчетности и неправильному исчислению финансовых результатов деятельности предприятия.
При разработке информационно-методического обеспечения аудиторских работ и их выполнении важное место отводится аудиту товарных операций, с осуществлением которых связана деятельность хозяйствующих субъектов сферы торговли. Цель аудита товарных операций можно определить исходя из общей цели аудита, заключающейся в проверке и подтверждении (или не подтверждении) достоверности финансовой отчетности организации и установления, совершаемых ею финансово-хозяйственных операций нормативно-правовым актам, действующим в Российской Федерации.
Цель аудита операций по реализации товарных ценностей – определить законность этих операций и правильность отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности организации, осуществляющей эти операции.
Для достижения основной цели аудита организацией, занимающейся торговлей, необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных задач, основными из которых являются:
- установление наличия сохранности условий хранения товаров;
- изучение состояния внутреннего контроля за поступлением и выбытием товарных ценностей;
- проверка правильности полноты оприходования товаров;
- проверка правильности отражения товарных операций в регистрах синтетического и аналитического учета;
- подтверждение отраженных сумм выручки от продажи товаров;
- подтверждение сумм задолжности покупателей на конец отчетного периода;
- определение обоснованности отнесения произведенных расходов к соответствующим торговым операциям;
- подтверждение реальности исчисленного финансового результата от продажи товаров;
- проверка соблюдения налогового и гражданского законодательства при осуществлении товарных операций.
Таким образом, можно выделить два основных направления деятельности аудитора при проверке товарных операций.
Во-первых, осуществление процедур, направленных на установление законности совершенных товарных операций.
Во-вторых, осуществление процедур, направленных на установление достоверности бухгалтерской отчетности организации.
Данное разделение целесообразно в связи с тем, что торговая деятельность регулируется определенными нормативными актами, несоблюдение которых может существенно повлиять либо непосредственно на величину показателей бухгалтерской отчетности, либо нанести существенный ущерб организации, ее участникам, государству или третьим лицам.
В данной курсовой работе рассмотрены способы организации торговой деятельности, состав товарных операций, определяющих содержание данного раздела аудита. При обобщении информационной базы аудита основное внимание уделено вопросам нормативного регулирования отношений в сфере обращения товаров, оценки товаров при их покупке и продаже, а также правилам документального оформления товарных операций, их отражения на счетах и в регистрах бухгалтерского учета, раскрытия информации о реализации товаров в бухгалтерской отчетности. При написании работы было проанализировано содержание основных видов договоров, которые могут применяться при оформлении сделок приобретения и продажи товаров, рассмотрен вариант договора о материальной ответственности, указаны основные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.
Основные положения информационно-методического обеспечения аудита товарных операции иллюстрированы примерами выполнения аудиторских процедур. В работе приведена группировка типичных ошибок бухгалтерского учета товарных операций по критериям достоверности бухгалтерской отчетности, показана роль аудиторских процедур в обнаружении искажений учетной и отчетной информации.
В качестве практического примера в данной работе рассматривается ООО «Валентела», на базе данных которого приводятся все практические выводы и рекомендации.
Целью данной курсовой работы является изучение организации аудита товарных операций на примере ООО «Валентела».
Для достижения этой цели в данной курсовой работе поставлены и определенным образом решаются следующие задачи:
- формулируется экономическая сущность товарных операций;
- определены цель, задачи, значение аудита товарных операций в оптовой торговле;
- изучается применяемая на данном участке нормативно-правовая база;
- рассматривается документальное оформление товарных операций в оптовой торговле;
- исследуются основы учёта и оформления товарных операций;
- изучается организация и планирование аудита товарных операций;
- даётся общая характеристика предприятия, работающего в этой сфере;
- проводится аудит товарных операций в оптовой торговле на конкретных примерах предприятия ООО «Валентела».
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ДЛЯ АУДИТА ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Объект аудита и источники информации для проведения проверки
Для раскрытия содержания аудита товарных операций рассмотрим определение товаров, способы организации торговой деятельности и состав операций движения товаров в качестве основных объектов аудиторской деятельности.
Товары, наряду с материалами и готовой продукцией, согласно ПБУ 5/01 являются частью материально-производственных запасов, которые приобретены или получены от других юридических или физических лиц и предназначены для продажи.
Ниже приведены определения товаров в различных нормативных источниках:
- согласно Гражданскому Кодексу РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, предназначенные для реализации с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 Гражданского кодекса.
- товаром, по Налоговому кодексу, признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом.
- в Таможенном Кодексе и Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» товары — это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
Объектом аудита на данном участке является оптовая торговля. При этом можно рассматривать данный объект как с общеэкономических или правовых позиций, так и с точки зрения непосредственно бухгалтерского учёта и аудита. Но, общеизвестно, что необходимо в ходе аудиторской проверки увязывать между собой все стороны и грани исследуемого понятия или участка. Поэтому рассмотрим все значащие основы не только понятия «товар», но и «торговля» как объекта аудиторской проверки.
Различают два основных вида торговли – оптовую и розничную.
Согласно ст. 492 по, договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Однако договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими лицами, приобретающими товар.
Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т. д.) использованием. Отношения продавца и покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.
Определение оптовой торговли содержится и в постановлении Госкомстата РФ от 17 ноября 1997 года № 76, согласно которому под оптовой продажей понимается перепродажа приобретенных на стороне товаров юридическим и физическим лицам для профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи).
Оптовая и розничная торговля различаются между собой и по иному основанию. Так, согласно Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 1 апреля 1996 года № 25), под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет, независимо от каналов их реализации, а именно:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и деятельность по организации общественного питания, для которых торговая деятельность является основной;
- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, для которых торговая деятельность не является основной;
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Этим же документом установлено, что в силу организационно-практических причин в состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам социального назначения (больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.
Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет.
Ранее включаемая в розничный товарооборот продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд считается оптовой продажей и в объеме розничного товарооборота не учитывается.
Таким образом, мелкооптовая торговля за наличный расчет приравнивается к розничной, а продажа товаров (независимо от целей приобретения) юридическим лицам по безналичному расчету (за исключением перечисленных) признается оптовой.
В соответствии с письмом ГНС РФ от 20 декабря 1995 года № 05-4-09/41 в состав оптового товарооборота включаются объемы продажи товаров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым, посредническим и другим организациям (за исключением населения) для дальнейшего их использования в производстве и для перепродажи.
Согласно положениям нормативных актов оптовая торговля представляет собой продажу товара юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для последующей перепродажи или производства.
По такому основанию, как форма расчетов (безналичный, наличный), грань перехода оптовой торговли в розничную весьма подвижна. Законодательные органы пытаются ее закрепить, для чего, в частности, устанавливаются предельные размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
В отличие от розничной торговли, правила осуществления которой устанавливаются многочисленными нормативными актами, оптовая торговля в основной массе регулируется Гражданским кодексом РФ.
Следует учитывать, что в процессе деятельности у торгового предприятия возникают отношения не только с партнерами, но и с контролирующими органами. Соответственно предприятия обязаны исполнять требования, предусмотренные договорами, а также соблюдать санитарные правила, правила пожарной безопасности, правила продажи отдельных групп товаров и др.