Введение.
Глава 1. Общая характеристика интеграционных процессов в Северной Америке.
1.1 Динамика северо-американской интеграции и развитие НАФТА.
1.2 Анализ основных причины образования НАФТА и условий договора.
Глава 2. Итоги и эффективность либерализации торговли и инвестиций для стран-участниц НАФТА
2.1 Оценка первоочередных результатов вступления в силу договора.
2.2 Рост экономических результатов интеграции.
2.3 Современное состояние экономических отношений стран-участниц НАФТА.
Заключение.
Источники:
Относительно недавно имел место юбилей - 10-летие Соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), которое вступило в действие с 1 января 1994 г. на территории США, Канады и Мексики и было в тот момент крупнейшим интеграционным объединением мира.
Уже сейчас можно подвести вполне определенные результаты интеграционных процессов в Северной Америке и оценить их влияние на экономическое развитие региона, и общую роль данной интеграционной группировки в мировом хозяйстве.
Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию в системе мирового рынка, то есть параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, тем не менее, в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь идет о качественном сдвиге, обусловленном, с одной стороны, растущими экономическими потребностями к хозяйственному сближению разных стран, с другой - всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках мировой системы. Выход из этих противоречий, как и задачи, диктуемые ускорением интернационализации национальных хозяйственных комплексов, современное рыночное хозяйство стремится решить через посредство региональной экономической интеграции. В рамках регионального комплекса интересов национализируются и интегрируются уже не только первая и третья фазы кругооборота общественного капитала участвующих в интеграции стран, протекающие в сфере обращения, но его вторая - центральная фаза, то есть самовоспроизводство, сам технологический процесс создания товара. В результате происходит "переплетение кругооборота совокупных национальных капиталов в целом. Здесь пролегает основной рубеж, отделяющий интеграцию от доинтеграционных форм интернационализации хозяйственной жизни".
Но в то же время и само понятие "интеграция" как экономическая категория все еще имеет довольно абстрактный характер, поскольку нигде в мире не произошел процесс полной интеграции, завершившийся объединением. Поэтому интеграция - это процесс объединения, но еще не само объединение.
Зоны «свободной торговли», в рамках которых соответствующими соглашениями между странами-участницами снимаются основные торговые ограничения, но при этом каждое из этих государств продолжает осуществлять в отношении третьих стран свою собственную, ничем не связанную торговую политику. Одним из новейших примером создания зоны «свободной торговли» может служить Соглашение о Северо-Американской зоне «свободной торговли» - НАФТА, инициированное в 1989 г. подписанием соответствующего документа между США и Канадой, а затем в 1994 г. – присоединением к этому объединению Мексики.
Опыт НАФТА интересен тем, что в рамках этого регионального блока осуществляется взаимодействие экономик двух развитых индустриальных стран и одной развивающейся страны. Одновременно с этим (в полном соответствии с буквой принципа «свободной торговли») Мексика участвует в создании зоны «свободной торговли» с Колумбией и Венесуэлой.
В Европе примером создания зоны «свободной торговли» являлась деятельность Европейской Ассоциации Свободной Торговли (ЕАСТ), учрежденной Стокгольмской конвенцией 1960 г. по инициативе Великобритании (до ее вхождения в 1973 г. в ЕЭС). ЕАСТ, включившая в себя Австрию, Великобританию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию, Финляндию (с 1961 г.) и Исландию (с 1970 г.), создавалась как известный – более либеральный – противовес ЕЭС для обеспечения свободной торговли товарами между странами-участницами путем постепенного сокращения таможенных пошлин и количественных ограничений на экспортные квоты, однако цель конкуренции с ЕЭС оказалась в целом для этого регионального экономического блока недостижимой. По мере расширения ЕЭС европейские страны стали прекращать свое членство в ЕАСТ; в 1972 г. со стороны ЕЭС последовала инициатива заключения соглашений с ЕАСТ и Финляндией (отдельно) о принципах свободной торговли, но к настоящему времени эти соглашения себя исчерпали. С вступлением в Европейский Союз Австрии, Великобритании, Дании, Португалии, Швеции и Финляндии основные участники ЕАСТ (кроме Швейцарии) фактически оказались инкорпорированы в структуры Европейского Союза: в 1991 г. заключено соглашение между ЕЭС и ЕАСТ об образовании единого «Европейского Экономического Пространства», на принципах которого с ЕС сегодня взаимодействуют лишь две европейские страны – Исландия и Норвегия. Отдельные соглашения о «свободной торговле» заключены ЕС с тремя странами Балтии – Латвией, Литвой и Эстонией.
Соглашения о создании зоны «свободной торговли» представляют собой наименее жесткую и обязывающую форму интеграции, в связи, с чем конституируются с большей легкостью и конструкционной гибкостью, предполагая большую свободу для политического выбора и маневрирования.
Исходя из очевидно значимых политических и экономических масштабов НАФТА, можно оценить актуальность детального исследования вопросов, которые касаются функционирования НАФТА и ее роли в современной мировой экономике.
Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Рассмотреть динамику северо-американской интеграции и развития НАФТА
- Провести анализ основных причин образования НАФТА и условий договора
-Исследовать общие особенности интеграции в Северной Америке
- Оценить итоги и эффективность либерализации торговли и инвестиций для стран-участниц НАФТА
Глава 1. Общая характеристика интеграционных процессов в Северной Америке
1.1 Динамика северо-американской интеграции и развитие НАФТА
НАФТА стало своего рода венцом интеграционных процессов на североамериканском континенте. Интеграция проходила постепенно, при этом первоначально наиболее активными участниками ее стали наиболее развитые страны не только региона, но и мира, США и Канада. Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики.
Этот план был принят в 1947 г. Позже, в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.
В сентябре 1988 г. после нелегких трехлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUS)FTA, согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли. Вступало соглашение в силу с 1 января 1989 года. Но путь и к этому двухстороннему соглашению был тернист. Да и как решиться на такой серьезный шаг без предварительных консультаций и исследований, не рассмотрев все "за" и "против".
Министерство финансов в 1988 г. опубликовало исследование "Канадо-американское соглашение о свободной торговле. Экономическая оценка". Одним из главных аргументов сторонников интеграции с США стало то, что Канада получала больший доступ к очень емкому рынку Соединенных Штатов Америки, что позволило бы увеличить товарооборот, сделать канадскую экономику более конкурентоспособной.
На это противники соглашения заявляли, что ФТА сделает канадскую экономику еще более зависимой от американской, а значит, и более уязвимой. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Также существовали определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями.
Вообще, надо заметить, что согласно имеющимся данным рост внешней торговли за период с 1945 г. был и так заметным. Объем экспорта в 1946 г. был 2,34 миллиарда канадских долларов, увеличился до C$3,16 миллиардов в 1950 г., достиг в 1960 г. размера С$5,39 миллиарда, в 1970 г. уже С$16,82 и в 1980 г. 64,3 миллиарда канадских долларов. Но НАФТА принесло свои плоды и уже в 1994 году экспорт был на уровне 219,4 миллиарда канадских долларов, причем львиная доля приходилась на партнера по ФТА.
Рост импорта за те же периоды был вполне сопоставим с вышеперечисленными показателями (1946 г. - C$1,93 млрд.,1950 г. - C$3,17 млрд.,1960 г. - C$5,50 млрд., 1970 г. - C$13,95 млрд., 1980 г. - C$58,5 млрд.,1994 г. - C$202,3 млрд.) Соглашению в двухсторонней форме суждено было просуществовать только 5 лет.[1]
Заинтересованность Канады в заключении НАФТА была связана с возможностью не только сохранения преимуществ (CUS)FTA, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран. Основные положения трехстороннего договора (НАФТА) Цели НАФТА определены в ст. 102 Договора:
* снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;
* установление справедливых условий конкуренции в рамках ЗСТ;
* значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах соглашения; * обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав/ интеллектуальной собственности в каждой из стран;
* эффективное выполнение и применение данного соглашения для урегулирования споров;
[1] Черников Г. П., Мировая экономика, М., 2003, с. 167