Введение.
- Маастрихский процесс как новый этап в развитии западноевропейской интеграции
1.1 Эволюция интеграции в ЕЭС/ЕС.
1.2 Основное содержание маастрихтского договора и его значение.
- Механизм формирования и функционирования Экономического и валютного Союза
2.1 Основные предпосылки становления ЭВС.
2.2. Риски, проблемы и трудности развития «еврозоны».
- 3. Общая внешняя политика и оборона
- Разграничение и соотношение объемов прав ЕС и государств-членов ЕС.
- Единая промышленная, структурная и конкурентная политика.
Заключение.
Список литературы
Происходящие в последние годы глобальные изменения в мировой экономике делают актуальным исследование интеграции в рамках Европейского союза. Это тем более важно, что интеграционная модель ЕС носит во многом универсальный характер и опыт ЕС может быть полезен для России, в том числе с точки зрения дальнейшего формирования интеграционного пространства в рамках Союза России и Республики Беларусь, стран СНГ.
Необходимо отметить, что интеграция в Западной Европе представляет собой процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких и устойчивых экономических взаимосвязей, разделения труда между национальными хозяйствами, их взаимодействия на различных уровнях и в различных формах.
Началом развития интеграции европейских стран стали процессы формирования региональных экономических сообществ, происходившие в 1950-х годах: Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества, Европейского сообщества по атомной энергии, Европейской ассоциации свободной торговли. Эти межгосударственные организации ставили задачу преодолеть тенденции к внутрирегиональной разобщенности национальных экономик. В тот период в Западной Европе доля взаимного товарооборота в суммарной внешней торговле стран демонстрировала неблагоприятную тенденцию. Пошлины, квоты, налоги, субсидии и другие барьеры отгораживали экономику отдельных стран друг от друга. В то же время было очевидно, что развитие хозяйственных связей внутри регионов способно дать всем участникам большой экономический выигрыш.
В данной работе ставится цель исследовать основные этапы эволюции ЕЭС/ЕС, факторы западноевропейской интеграции с учетом истории этого процесса, формирования основных интеграционных институтов, а также формирование экономического и валютного союза.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих основных задач:
- проанализировать сущность и характер процесса западноевропейской интеграции;
- рассмотреть основные этапы интеграции западноевропейских стран и создания институтов ЕЭС/ЕС;
- проанализировать содержание маастрихского договора и его специфику
- детально изучить характер и динамику соотношения объемов суверенных прав государств-членов ЕС и Европейского Союза;
- проанализировать сущность и основные направления скоординированной (общей) внешней и оборонной политики как основы стабильности ЭВС.
1. Маастрихский процесс как новый этап в развитии западноевропейской интеграции
1.1 Эволюция интеграции в ЕЭС/ЕС
Исторически исходной точкой создания ЕЭС было заявление, сделанное 9 мая 1950 г. в Париже Р.Шуманом - министром иностранных дел Франции. Он предложил поставить все производство угля и стали во Франции и ФРГ под общее руководство. Результатом этого предложения явилось подписание в апреле 1951 г. Парижского договора, учредившего Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), которое объединило шесть государств: страны Бенилюкса (Бельгию, Нидерланды и Люксембург), ФРГ, Францию и Италию.
Европейское строительство перешло в новое измерение после Мессинской конференции, которая собралась в июне 1955 г. для изучения меморандума по европейской интеграции, предложенного странами Бенилюкса. Эта встреча выявила общее желание шести государств — членов ЕОУС создать "единую Европу" путем развития общих институтов, постепенной интеграции национальных экономик, создания Общего рынка и согласования социальной политики.
Римский договор, подписанный 25 марта 1957 г., воплотил в жизнь установки, принятые на Мессинской конференции. С одной стороны, было учреждено Европейское экономическое сообщество, основанное на таможенном союзе и общей политике в области сельского хозяйства; с другой стороны — Европейское сообщество по атомной энергетике (Евратом), предназначенное обеспечивать использование ядерной энергии в мирных целях. Этот договор вступил в силу с 1 января 1959 г. Первоначально в ЕЭС входили шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция.
Началом нового этапа развития ЕЭС явилась внеочередная встреча на высшем уровне глав государств и правительств в декабре 1969 г. в Гааге, на которой было решено перейти к расширению и углублению "европейского строительства". Речь шла как о том, чтобы преобразовать совокупность всех отношений между государствами-членами в Европейский союз, так и о рассмотрении возможности расширения Сообщества за счет еще четырех стран. В конечном итоге Норвегия отказалась присоединиться к ЕЭС, и с 1 января 1973 г. образовалась «Европа девяти», куда помимо шест стран вошли Дания, Ирландия и Великобритания.
Последующее присоединение Греции (1 июня 1981 г.), Испании и Португалии (1 января 1986 г.) продолжило линию развития ЕЭС, доведя общую численность государств-членов до двенадцати. Этому процессу соответствовало решение, принятое в декабре 1985 г. в ходе встречи на высшем уровне в Люксембурге, превратить Сообщество в "пространство без внутренних границ, на котором будет обеспечено свободное перемещение товаров, людей, услуг и капиталов"[1].
Апрельский договор 1965 г., в соответствии с которым были созданы единый Совет и Комиссия Европейских сообществ, объединил различные организации, созданные Парижским и Римским договорами. Согласно условиям этого договора о слиянии, возникла интеграционная группа Европейского сообщества в результате слияния руководящих органов ЕЭС и двух интеграционных групп отраслевого характера - Европейского объединения угля и стали и Европейского сообщества по атомной энергии.
Штаб-квартира ЕС находится в Брюсселе. Основными институтами и органами ЕС являются Европейский совет, Совет министров, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Суд ЕС, Экономический и социальный комитет.
Совет министров ЕС, состоящий из представителей государств-членов (как правило, на уровне министров), является основным органом принятия решений в Сообществе. Он располагает законодательной властью, в частности, определяет бюджет Сообщества. Как правило, его решения принимаются квалифицированным большинством голосов; однако некоторые решения требуют единогласия (например, по вопросам, касающимся развития ЕЭС/ЕС). Вопросы внутренней административной организации решаются простым большинством голосов.
Совету помогает Комитет постоянных представителей. Пост его президента занимает в течение шести месяцев по очереди представитель каждого из государств-членов. Европейский парламент, избираемый с 1979 г. всеобщим прямым голосованием во всех государствах-членах, обладает совещательными полномочиями в различных сферах, предусмотренных Договором. Помимо этого, он контролирует Комиссию ЕС и располагает бюджетными полномочиями: обсуждает бюджет, может принимать законодательные решения.
С начала 1970-х гг. на заседания Европейского совета три раза в год собираются главы государств и правительств государств-членов. Этот совет не имеет юридических полномочий. Это политическая организация, обеспечивающая «развитие и взаимоувязку всех видов Деятельности Сообщества и действий по политическому сотрудничеству»[2]. Именно на уровне Совета принимаются принципиальные решения по Направлениям деятельности ЕЭС/ЕС, посредством арбитража или выработки компромиссов производится разрешение конфликтов, которые из-за политических разногласий не смог урегулировать Совет министров.
Эволюция ЕЭС/ЕС породила большое число органов и комитетов экономического и финансового назначения с самыми различными уставами. Некоторые из этих органов были предусмотрены самим Договором, например, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), капитал которого принадлежит государствам-членам и который получает займы на международных рынках, для предоставления долгосрочных кредитов государственным организациям и предприятиям стран-членов, а также развивающимся странам, ассоциированным членам Сообщества.
[1] Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.: Изд. группа "Прогресс" "Универс", 1994. С. 22.
[2] Там же. С. 24-25.