Курсовая работа|Мировая экономика

Эволюция интеграции в ЕЭСЕС

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 44

Введение. 

  1. Маастрихский процесс как новый этап в развитии западноевропейской интеграции 

1.1 Эволюция интеграции в ЕЭС/ЕС.

1.2 Основное содержание маастрихтского договора и его значение. 

  1. Механизм формирования и функционирования Экономического и валютного Союза 

2.1 Основные предпосылки становления ЭВС.

2.2.  Риски, проблемы и трудности развития «еврозоны». 

  1. 3. Общая внешняя политика и оборона 
  2. Разграничение и соотношение объемов прав ЕС и государств-членов ЕС. 
  3. Единая промышленная, структурная и конкурентная политика. 

Заключение. 

Список литературы

Происходящие в последние годы глобальные изме­нения в мировой экономике делают актуальным исследование интеграции в рамках Европейского союза. Это тем более важно, что интеграционная модель ЕС носит во многом уни­версальный характер и опыт ЕС может быть полезен для России, в том числе с точки зрения дальнейшего формирования интеграцион­ного пространства в рамках Союза России и Республики Беларусь, стран СНГ.

Необходимо отметить, что интеграция в Западной Европе представляет собой процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких и устойчивых экономических взаимосвязей, разделения труда между национальными хозяйствами, их взаимодействия на различных уровнях и в различных формах.

Началом развития интеграции европейских стран стали процессы формирования региональных экономических со­обществ, происходившие в 1950-х годах: Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества, Европейского сообщества по атомной энергии, Ев­ропейской ассоциации свободной торговли. Эти межгосударственные организации ставили задачу преодо­леть тенденции к внутрирегиональной разобщенности на­циональных экономик. В тот период в Западной Европе доля взаимного товарооборота в суммарной внешней тор­говле стран демонстрировала неблагоприятную тенденцию. Пошлины, квоты, налоги, субсидии и другие барьеры отгораживали экономику от­дельных стран друг от друга. В то же время было очевидно, что развитие хозяйственных связей внутри регионов способно дать всем участникам большой экономический выигрыш.

В данной работе ставится цель исследовать основные этапы эволюции ЕЭС/ЕС, факторы западноевропейской интеграции с учетом истории этого процесса, формирования основных интеграционных институтов, а также формирование экономического и валютного союза.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих основных задач:

  • проанализировать сущность и характер процесса западноевропейской интеграции;
  • рассмотреть основные этапы интеграции западноевропейских стран и создания институтов ЕЭС/ЕС;
  • проанализировать содержание маастрихского договора и его специфику
  • детально изучить характер и динамику соотношения объемов суверенных прав государств-членов ЕС и Европейского Союза;
  • проанализировать сущность и основные направления скоординированной (общей) внешней и оборонной политики как основы стабильности ЭВС.

 

1. Маастрихский процесс как новый этап в развитии западноевропейской интеграции

1.1 Эволюция интеграции в ЕЭС/ЕС

Исторически исходной точкой создания ЕЭС было заявление, сделанное 9 мая 1950 г. в Париже Р.Шуманом - министром иностранных дел Франции. Он предложил поставить все производство угля и стали во Франции и ФРГ под общее руководство. Результа­том этого предложения явилось подписание в апреле 1951 г. Парижского договора, учредившего Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), кото­рое объединило шесть государств: страны Бенилюкса (Бельгию, Нидер­ланды и Люксембург), ФРГ, Францию и Италию.

Европейское строительство перешло в новое измерение после Мессинской конференции, которая собралась в июне 1955 г. для изучения меморан­дума по европейской интеграции, предложенного странами Бенилюкса. Эта встреча выявила общее желание шести государств — членов ЕОУС создать "единую Европу" путем развития общих институтов, постепен­ной интеграции национальных экономик, создания Общего рынка и согласования социальной политики.

Римский договор, подписанный 25 марта 1957 г., воплотил в жизнь установки, принятые на Мессинской конференции. С одной стороны, было учреждено Европейское экономическое сообщество, основан­ное на таможенном союзе и общей политике в области сель­ского хозяйства; с другой стороны — Европейское сообщество по атомной энергетике (Евратом), предназначенное обеспечивать использование ядерной энергии в мирных целях. Этот договор вступил в силу с 1 января 1959 г. Первоначально в ЕЭС входили шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция.

Началом нового этапа развития ЕЭС явилась внеочередная встреча на высшем уровне глав государств и правительств в декабре 1969 г. в Гааге, на которой было решено перейти к расширению и углублению "европейского строительства". Речь шла как о том, чтобы преобразовать совокупность всех отношений между государствами-членами в Европейский союз, так и о рассмотрении возмож­ности расширения Сообщества за счет еще четырех стран. В конечном итоге Норвегия отказалась присоединиться к ЕЭС, и с 1 января 1973 г. образова­лась «Европа девяти», куда помимо шест стран вошли Дания, Ирландия и Вели­кобритания.

Последующее присоединение Греции (1 июня 1981 г.), Испании и Пор­тугалии (1 января 1986 г.) продолжило линию развития ЕЭС, доведя общую численность государств-членов до двенадцати. Этому процессу соответствовало решение, принятое в декабре 1985 г. в ходе встречи на высшем уровне в Люксембурге, превратить Сообщество в "пространство без внутренних границ, на котором будет обеспечено свободное перемещение товаров, людей, услуг и капиталов"[1].

Апрельский договор 1965 г., в соответствии с которым были созданы единый Совет и Комиссия Европейских сообществ, объединил различные организации, созданные Парижским и Римским договорами. Согласно условиям этого договора о слиянии, возникла интеграционная группа Европейского сообщества в результате слияния руководящих органов ЕЭС и двух интеграционных групп отраслевого характера - Европейского объединения угля и стали и Европейского сообщества по атомной энергии.

Штаб-квартира ЕС находится в Брюсселе. Основными институтами и органами ЕС являются Европейский совет, Совет министров, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Суд ЕС, Экономический и социальный комитет.

Совет министров ЕС, состоящий из представителей государств-членов (как правило, на уровне министров), является основным органом принятия решений в Сообществе. Он располагает законодательной властью, в частности, определяет бюджет Сообщества. Как правило, его решения принимаются квалифицированным большинством голосов; однако некоторые решения требуют единогласия (например, по вопросам, касающимся развития ЕЭС/ЕС). Вопросы внутренней административной орга­низации решаются простым большинством голосов.

Совету помогает Комитет постоянных представителей. Пост его президента занимает в течение шести месяцев по очереди предста­витель каждого из государств-членов. Европейский парламент, избираемый с 1979 г. всеобщим прямым голосованием во всех государствах-членах, обладает совещательными полномочиями в различных сферах, предусмотренных Договором. Помимо этого, он контролирует Комиссию ЕС и располагает бюджетными полномочиями: обсуждает бюджет, может принимать законодательные решения.

С начала 1970-х гг. на заседания Европейского совета три раза в год собираются главы государств и правительств государств-членов. Этот совет не имеет юридических полномочий. Это полити­ческая организация, обеспечивающая «развитие и взаимоувязку всех видов Деятельности Сообщества и действий по политическому сотрудничеству»[2]. Именно на уровне Совета принимаются принципиальные решения по Направлениям деятельности ЕЭС/ЕС, посредством арбитража или выра­ботки компромиссов производится разрешение конфликтов, которые из-за политических разногласий не смог урегулировать Совет министров.

Эволюция ЕЭС/ЕС породила большое число органов и комитетов эконо­мического и финансового назначения с самыми различными уставами. Некоторые из этих органов были предусмотрены самим Договором, на­пример, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), капитал которого при­надлежит государствам-членам и который получает займы на международных рынках, для предоставления долгосрочных кредитов государственным организациям и предприятиям стран-членов, а также развивающимся стра­нам, ассоциированным членам Сообщества.

[1] Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.: Изд. группа "Прогресс" "Универс", 1994. С. 22.

[2] Там же. С. 24-25.

  1. Артамонова О.Ф. Международная правосубъективность Европейского союза // Журнал российского права. 2002. N 8
  2. Документы Европейского союза - Амстердамский договор. Т. V. С. 183
  3. Документы Европейского союза. Т. VI. Консолидированная версия Договора о Европейском союзе и Договора, учреждающего Европейское сообщество. М., 2001
  4. Канинская Г. Н., История западноевропейской интеграции, М., 1998.
  5. Капустин А.Я. Общая характеристика основных принципов институционной системы Европейского союза // Правоведение. 2000. N 1. Конституция Европейского союза. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием) / Ред. С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. М., 2005.
  6. Кембаев Ж.М. Теоретико-правовой анализ Конституции Европейского союза // Правоведение. 2006. N 4.
  7. Кембаев Ж.М. Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского союза: правовые основы становления и перспективы развития // Журнал российского права, 2007, № 6.
  8. Клочкова Ю.А. Особенности разграничения компетенций Европейского Союза и государств-членов в процессе интеграции // Международное публичное и частное право, 2007, № 3.
  9. Ниццкий договор и Хартия основных прав Европейского союза. М., 2003.
  10. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.: Изд. группа "Прогресс" "Универс", 1994.
  11. Погорелецкий А. И., Экономика зарубежных стран, М., 2002.
  12. Смыслов Д. В. Куда идет мировая валютная система? // Мировая экономика и международные отношения. М., 1997. №7, 8
  13. Шемятников В. Г., Европейская интеграция, М., 2003.
  14. Basic Statistics of the Europen Union, 1998. Luxemburg, 1999.
  15. Bergsten Fr. C. America and Europe: Clash of the Titans? // Foreign Affairs. 1999. March/April.
  16. Bulletin Quotidien Europe. Europe Brussels, 1998. №2099.
  17. European Economy. Supplement A. Luxembourg, 1998. № 5. P. 4; Financial Tunes. London, 1998. December 8; ECB Monthly Bulletin. 1999. August. P. 52.
  18. Case 22/70 Commission of the European Communities v. Council of the European Communities [1971] // ECR 263.
  19. Case 804/79 Commission of the European Communities v United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Sea fisheries // European Court Report 1045.
  20. Gronkiewicz-Waltz H. Between a US Dollar Zone and a Euro Zone // EURO. Brussels, 1999. № 47. P. 43; Palankai T. EMU and the Enlargement. Paper Presented at the Fourth European Community Studies Association Conference, Brussels, 17-18 September 1998; Toth L. Accession to the EU and Prospects for Participation: the Case of Hungary // EURO. Brussels, 1999. №47. P. 52
  21. Friedman M. Monetary Unity, Political Disunity // Transitions. 1997. December. P. 32-33
  22. Pinder J. Economic Integration in Europe. 2nd ed. L., 1999.
  23. Protocol on the Application of the Principles of Subsidiarity and Proportionality. См.: Treaty Establishing a Constitution for Europe. Luxembourg: Office for Official Publications of the EC, 2005. 214.
  24. The Economic and Monetary Union (EMU) and the Enlargement of the European Union // European Parliament, Briefing. Luxembourg, 1998. № 34.
  25. The Principle of Subsidiarity // Com. Doc. Sec (92) 1990. 27 October 1992. P. 5.
  26. Treaty Establishing a Constitution for Europe. Luxembourg: Office for Official Publications of the EC, 2005
  27. http://www.eda.europa.eu
  28. www.wto.org

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Мировая экономика
2011 год 44 стр.
Курсовая Российско-китайские экономические отношения
Telesammit
Курсовая работа Мировая экономика
2016 год 27 стр.
Курсовая Экспорт России
Telesammit
Курсовая работа Мировая экономика
2014 год 35 стр.
Курсовая Россия в мировом экономическом пространстве
diplomstud
Курсовая работа Мировая экономика
2015 год 38 стр.
Курсовая Место России в мировой экономике
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское