В структуре культуры межнационального общения Р. З. Хайруллин выделяет следующие компоненты личности: когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-потребностный и поведенческий.
- Когнитивный компонент включает в себя представления о межнациональных отношениях, культуре межнационального общения; знание истории и культуры своего народа, а также особенностей других национальных культур (история, язык, традиции, обычаи, психология и др.); способность и умение общаться в многонациональном коллективе; освоение общепри- нятых норм и правил поведения при взаимодействии людей разных национальностей.
- Эмоционально-оценочный компонент представляет собой эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях, и т. д. по отношению к своему и другим этносам. Они подразделяются на положительные (любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, интерес, сочувствие) и отрицательные (равнодушие, замкнутость, упрямство, неуважительность, высокомерие, невежество, грубость, ненависть, жестокость).
- Мотивационно-потребностный компонент– это мотивация и потребность личности в освоении родной культуры и культуры народов, соседей, а также культуры межнациональных отношений.
- Поведенческий компонент – это проявление действий и поступков по отношению к людям другой национальности, характеризующихся, как правило, доброжелательностью, тактичностью, формализмом, безучастием, пренебрежительностью.
Существует несколько подходов к формированию продуктивного межнационального взаимодействия и общения, Р. З. Хайруллин выделяет 2 из них:
- Надэтнический, предполагающий формирование на общечеловеческих ценностях без опоры на национальные традиции его представителей (О. И. Артеменко, В. И. Косик).
- Этнокультурно ориентированный, предполагающий работу с учетом национальной культуры каждого из членов коллектива (Г. Н. Волков).
Выделяют следующие основные черты и критерии высокой культуры межнационального общения:
- осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизация общечеловеческих и национальных интересов;
- нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому;
- дружба между народами страны проживания, ощущение единства семьи человеческой;
- забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля;
- понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества;
- стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира;
- постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, мировой культуре;
- знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов;
- национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов страны проживания, всего человечества;
- глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях и т.д.