Курсовая работа|Социология

Анализ социологических подходов к демонстративному потреблению

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 36

Введение. 

  1. Анализ теоретических подходов к «демонстративному» потреблению.
  2. Социологические исследования демонстративного потребления. 

Заключение. 

Список литературы. 

Переход современных рыночных обществ к эпохе постмодерна сопряжен с целым рядом социокультурных изменений, которые непосредственно касаются феномена потребления. Одна из главных особенностей общества постмодерна – изменение места и функций потребления в жизни общества. Потребление, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, занимает ключевое место в современном российском обществе, приобретает все большие формы и все большее значение.

Потребительское поведение является формой экономического поведения человека и в полной мере отражает социальный статус группы и личности. Переход России от распределительной системы ресурсов и благ к системе свободного рыночного производства и потребления радикально изменил потребительский рынок товаров и услуг. Изменение характера потребления проявляется и в том, что оно становится не просто рациональным решением о покупке того или иного товара или услуги, а приобретает символическое значение. Потребление рассматривается не только как средство удовлетворения базовых потребностей человека, но интерпретируется в контексте символов, знаков, ценностей.

Потребляя определенные товары или услуги, человек конструирует себя, свою идентичность, статус, стиль жизни, а значит, и социальное пространство в целом.

Изучение потребительского поведения стало одним из важных направлений  социологических исследований, обладающих своей методологической базой и инструментарием. Социологический подход к исследованию потребительского поведения исходит не только из анализа потребителем цены и полезности товара или услуги, но и учитывает влияние статусных позиций личности, ее самоидентификацию в социально-классовой структуре, культурные и ценностные установки и базируется на принципах историзма. Потребительское поведение исследуется как в теоретическом, так и в прикладном направлениях. Последнее особенно востребовано в современных условиях развития рыночной экономики и имеет большую практическую значимость.

Цель курсовой работы  - проанализировать социологические подходы к  «демонстративному» потреблению.

Задачи, необходимые для  реализации намеченной цели:

- рассмотреть теоретические подходы к «демонстративному» потреблению;

- провести операционализацию понятия  «демонстративное потребление» и выделить эмпирические индикаторы, благодаря которым возможно отличить демонстративное, показное потребление от не демонстративного;

- рассмотреть какими методами  изучается демонстративное потребление.

 

1. Анализ теоретических подходов к «демонстративному» потреблению

Проблематика потребления и стилей потребления находится в центре внимания как российской, так и зарубежной социологической науки. Попытаемся осуществить анализ социологических концепций потребления на основе выделения трех ключевых методологических направлений: классическое (представленное структуралистскими концепциями), постмодернистское (основанное на конструктивизме) и социально-конструктивистское (сочетающее в себе принципы первых двух направлений).

В классических социологических теориях (К.Маркс, М.Вебер, Г.Зиммель, Т.Веблен, В.Зомбарт) в качестве определяющего фактора поведения потребителей рассматривается социально-экономическое положение индивида, а потребление в обществе определяется его классовой структурой.

В рамках постмодернистского направления анализа, исследовательский фокус смещается на анализ потребления как формы презентации себя другим и специфической формы общения и взаимодействия людей друг с другом. Потребление рассматривается, в первую очередь, как символическая, а не инструментальная деятельность, смысл которой выводится за рамки приобретения и использования товаров и услуг. Данное направление анализа предлагает рассматривать индивида не в качестве объекта общественного воздействия, а в качестве активного субъекта, конструирующего свою жизнь и жизнь общества. Посмодернистское направление анализа потребления представлено концепцией М.Фезерстоуна, согласно которой с помощью потребления человек получает возможность самовыражения и обретения идентичности; концепцией Ж.Бодрийяра о потреблении как символической практике, практике манипулирования знаками; концепцией Э.Фромма, который рассматривает потребление как одну из форм обладания; концепцией С.Майлза, сопоставляющего понятия «потребление» и «потребительство»; концепцией Дж.Ритцера о «макдональдизации» современного общества; концепциями Ф.Джеймсона и Д.Лиона о доминировании в современном обществе потребительских жизненных стилей и массового потребления.

Социально-конструктивистское направление представлено деятельностно-конструктивистской концепцией В.И.Ильина и структуралистско-конструктивистской концепцией П.Бурдье. Обе концепции позволяют рассматривать потребление как двусторонний процесс. Социальная среда, имеющая внешний характер по отношению к индивиду, с помощью разнообразных общественных институтов конструирует стили потребления, формирует, по словам В.И.Ильина, как пределы потребительского выбора, так и желания[1]. Но, с другой стороны, эта среда формируется людьми и существует лишь в той мере, в какой люди воспроизводят ее нормы и ценности в своей деятельности. Человек сам участвует в конструировании своего стиля потребления, однако это конструирование происходит в рамках пространства, предлагаемого социальной средой. Особое значение для концептуального определения социального конструирования имеет также обращение к работам П.Бергера, Т.Лукмана, в которых отмечается, что социальная реальность конструируется в процессе совместной деятельности людей, а ключевым элементом конструирования является человек; исследованиям И.Гофмана о конструировании социальной реальности в повседневной жизни; идеям И.Н.Ивановой о том, что социальное конструирование стиля потребления выступает как социальный процесс, на который влияют множество сил и факторов[2].

[1] Ильин В.И. Потребление в социальном поле / Социология потребления / Под ред. Л.Т.Волчковой, Ю.Гронова, В.Н.Мининой. - СПБ., 2001. - С.29.

[2] Иванова И.Н. Стиль потребления как социальный процесс и способ идентификации: социологическая интерпретация. – Саратов, 2004.- С.453.

  1. Бодрийар Ж. Система вещей – М.: Рудомино, 1995
  2. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984
  3. Иванова И.Н. Стиль потребления как социальный процесс и способ идентификации: социологическая интерпретация. – Саратов, 2004
  4. Ильин В.И. Потребление в социальном поле / Социология потребления / Под ред. Л.Т.Волчковой, Ю.Гронова, В.Н.Мининой. - СПБ., 2001.
  5. Ильин В.И. Провинциальные студенты как потребители // Эксклюзивный маркетинг. – 2001. № 6
  6. Коростикова Т. Богатого делают часы // АиФ. 1998. № 20
  7. Лившиц Р.Л. Потребление и потребительство // Свободная мысль. – 2002. № 6
  8. Райс Л. и Райс Э. 22 закона создания брэнда. М.: Аст, 2003
  9. Стиль потребления среднего класса // Эксперт. – 2000.
  10. Ушакин С.А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал. – 1999. № 3-4.
  11. Чинакова Л.И. О потребительстве и его носителях // Свободная мысль. – 2002. № 3.
  12. Chesterton G.K. Father Brown Stories. , 1994
  13. Lurie A. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages. Hamlyn Paperbacks, 1983.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское