Введение.
- Анализ теоретических подходов к «демонстративному» потреблению.
- Социологические исследования демонстративного потребления.
Заключение.
Список литературы.
Курсовая работа|Социология
Авторство: bugalter
Год: 2011 | Страниц: 36
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Переход современных рыночных обществ к эпохе постмодерна сопряжен с целым рядом социокультурных изменений, которые непосредственно касаются феномена потребления. Одна из главных особенностей общества постмодерна – изменение места и функций потребления в жизни общества. Потребление, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, занимает ключевое место в современном российском обществе, приобретает все большие формы и все большее значение.
Потребительское поведение является формой экономического поведения человека и в полной мере отражает социальный статус группы и личности. Переход России от распределительной системы ресурсов и благ к системе свободного рыночного производства и потребления радикально изменил потребительский рынок товаров и услуг. Изменение характера потребления проявляется и в том, что оно становится не просто рациональным решением о покупке того или иного товара или услуги, а приобретает символическое значение. Потребление рассматривается не только как средство удовлетворения базовых потребностей человека, но интерпретируется в контексте символов, знаков, ценностей.
Потребляя определенные товары или услуги, человек конструирует себя, свою идентичность, статус, стиль жизни, а значит, и социальное пространство в целом.
Изучение потребительского поведения стало одним из важных направлений социологических исследований, обладающих своей методологической базой и инструментарием. Социологический подход к исследованию потребительского поведения исходит не только из анализа потребителем цены и полезности товара или услуги, но и учитывает влияние статусных позиций личности, ее самоидентификацию в социально-классовой структуре, культурные и ценностные установки и базируется на принципах историзма. Потребительское поведение исследуется как в теоретическом, так и в прикладном направлениях. Последнее особенно востребовано в современных условиях развития рыночной экономики и имеет большую практическую значимость.
Цель курсовой работы - проанализировать социологические подходы к «демонстративному» потреблению.
Задачи, необходимые для реализации намеченной цели:
- рассмотреть теоретические подходы к «демонстративному» потреблению;
- провести операционализацию понятия «демонстративное потребление» и выделить эмпирические индикаторы, благодаря которым возможно отличить демонстративное, показное потребление от не демонстративного;
- рассмотреть какими методами изучается демонстративное потребление.
Проблематика потребления и стилей потребления находится в центре внимания как российской, так и зарубежной социологической науки. Попытаемся осуществить анализ социологических концепций потребления на основе выделения трех ключевых методологических направлений: классическое (представленное структуралистскими концепциями), постмодернистское (основанное на конструктивизме) и социально-конструктивистское (сочетающее в себе принципы первых двух направлений).
В классических социологических теориях (К.Маркс, М.Вебер, Г.Зиммель, Т.Веблен, В.Зомбарт) в качестве определяющего фактора поведения потребителей рассматривается социально-экономическое положение индивида, а потребление в обществе определяется его классовой структурой.
В рамках постмодернистского направления анализа, исследовательский фокус смещается на анализ потребления как формы презентации себя другим и специфической формы общения и взаимодействия людей друг с другом. Потребление рассматривается, в первую очередь, как символическая, а не инструментальная деятельность, смысл которой выводится за рамки приобретения и использования товаров и услуг. Данное направление анализа предлагает рассматривать индивида не в качестве объекта общественного воздействия, а в качестве активного субъекта, конструирующего свою жизнь и жизнь общества. Посмодернистское направление анализа потребления представлено концепцией М.Фезерстоуна, согласно которой с помощью потребления человек получает возможность самовыражения и обретения идентичности; концепцией Ж.Бодрийяра о потреблении как символической практике, практике манипулирования знаками; концепцией Э.Фромма, который рассматривает потребление как одну из форм обладания; концепцией С.Майлза, сопоставляющего понятия «потребление» и «потребительство»; концепцией Дж.Ритцера о «макдональдизации» современного общества; концепциями Ф.Джеймсона и Д.Лиона о доминировании в современном обществе потребительских жизненных стилей и массового потребления.
Социально-конструктивистское направление представлено деятельностно-конструктивистской концепцией В.И.Ильина и структуралистско-конструктивистской концепцией П.Бурдье. Обе концепции позволяют рассматривать потребление как двусторонний процесс. Социальная среда, имеющая внешний характер по отношению к индивиду, с помощью разнообразных общественных институтов конструирует стили потребления, формирует, по словам В.И.Ильина, как пределы потребительского выбора, так и желания[1]. Но, с другой стороны, эта среда формируется людьми и существует лишь в той мере, в какой люди воспроизводят ее нормы и ценности в своей деятельности. Человек сам участвует в конструировании своего стиля потребления, однако это конструирование происходит в рамках пространства, предлагаемого социальной средой. Особое значение для концептуального определения социального конструирования имеет также обращение к работам П.Бергера, Т.Лукмана, в которых отмечается, что социальная реальность конструируется в процессе совместной деятельности людей, а ключевым элементом конструирования является человек; исследованиям И.Гофмана о конструировании социальной реальности в повседневной жизни; идеям И.Н.Ивановой о том, что социальное конструирование стиля потребления выступает как социальный процесс, на который влияют множество сил и факторов[2].
[1] Ильин В.И. Потребление в социальном поле / Социология потребления / Под ред. Л.Т.Волчковой, Ю.Гронова, В.Н.Мининой. - СПБ., 2001. - С.29.
[2] Иванова И.Н. Стиль потребления как социальный процесс и способ идентификации: социологическая интерпретация. – Саратов, 2004.- С.453.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!