Введение
Глава I. Место потребительского рынка в современной системе рынков
- Понятие рыночных отношений
- Система рынков
- Проблемы потребительских рынков в России
Глава II. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей
2.1. Личностные характеристики, влияющие на покупательское поведение индивидуального потребителя
2.2. Социальные факторы, влияющие на потребление
2.3. Психологические факторы
2.4. Процесс принятия решения о покупке
2.5. Рынок товаров производственного назначения
Заключение
Список литературы
Рынок в своем развитии прошел путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет. Исторический опыт свидетельствует, что рыночный механизм – великое детище человечества, которое по значимости можно сравнить с открытием огня.
В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения сущности рынка. В.М. Козырев, обобщая имеющуюся информацию по данному вопросу, дает следующее определение рассматриваемой категории. По его мнению, в узком смысле слово рынок обозначает систему отношений между продавцами и покупателями, или систему отношений между предложением и спросом. В широком смысле слово рынок – это «это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества».[1]
Г.И.Рузавин определяет рынок, как «специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами и вещами». [2]
Однако ни одно из определений сущности рынка не раскрывает всего содержания этого понятия. Ученые называют основные признаки рынка, отличающие его от других типов организации экономической деятельности. Подлинный рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него. Число участников рынка ничем не ограничивается. Цена, назначаемая каждым из производителей товара на свой товар, незначительно влияет на общую рыночную цену. На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных финансовых и людских ресурсов.
Рынок должен обеспечить в принципе равные шансы для всех его участников, поэтому признается право каждого на полную информированность о предложении и спросе, о ценах и спецификации товаров и другом. На свободном рынке исключаются какие- либо привилегии для каких-либо групп продавцов.
Помимо положительного влияния на рост и темпы развития производства, рыночная система отрицательно влияет на экономическую и социальную жизнь общества, так как влечет инфляцию, рост цен, безработицу, различные формы монополизма, загрязнение окружающей среды и другие негативные последствия. Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем, ему чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма. Рыночный механизм несовершенен и нуждается в корректировке и регулировании.
Цель работы – рассмотреть основные проблемы потребительских рынков России на современном этапе.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть потребительский рынок как одну из разновидностей рыночных отношений;
- -проанализировать факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей;
-проанализировать проблемы российских потребительских рынков на современном этапе.
Переход нашей экономики на рыночный путь развития избавил наш потребительский рынок от такого понятия как товарный дефицит. Однако даже при современном наличии большого выбора товаров и услуг на потребительском рынке его функционирование порождает по-прежнему множество проблем. Именно поэтому тема, избранная для работы, является чрезвычайно актуальной.
Объектом исследования будут являться потребительские рынки.
Предметом рассмотрения – проблемы функционирования потребительских рынков.
Глава I. Место потребительского рынка в современной системе рынков
1.1.Понятие рыночных отношений
Реальный механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией. Сущность конкуренции состоит в том, что она «представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи». [3]
Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка через механизм колебания цен, через воздействие и на спрос, и на предложение. Она выполняет функцию рыночного размещения ресурсов, которые мигрируют туда, где отдача выше. Конкуренция порождает среди товаропроизводителей или приспособленческое поведение, или обеспечивающее поведение, которое стабилизирует его позиции на рынке в длительную перспективу, или новаторское поведение, обеспечивающее победу над конкурентами за счет новаций. Конкуренция выполняет контролирующую функцию, а также стимулирующую, так как она побуждает каждого товаропроизводителя повышать эффективность своего производства, экономить все виды затрат и ресурсов.
Не менее важны и социально-экономические последствия конкурентной борьбы. Она обеспечивает свободу каждому агенту рынка, воспитывает предприимчивость, в то же время других участников рынка разоряет.
Межотраслевая конкуренция формирует единую равновесную цену производства на макроэкономическом уровне, выполняет регулирующую функцию, обеспечивая равную прибыль на равный капитал и макроэкономическое рыночное равновесие.
По характеру конкурентной борьбы различают конкуренцию совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция – это такое состояние рыночной системы хозяйствования, когда
- на рынке множество покупателей и продавцов, и ни одна группа этих агентов рынка не может влиять на положение и изменение рыночной конъюнктуры;
- для продажи предлагаются одинаковые, однородные товары и услуги;
- ни один участник рынка не знает о рынке больше, чем остальные;
- покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его, не испытывая никаких затруднений.
Несовершенная конкуренция – это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции:
- количество фирм на рынке может сократиться вплоть до одной, сами фирмы представляют уже не мелкие, а крупные предприятия;
- характер товарной продукции может быть разнородным или даже уникальным;
- предприятия уже не имеют равного доступа к информации;
- при входе на рынок и выходе из него приходится преодолевать препятствия, барьеры.
На рынке совершенной конкуренции цена – это заданная величина, отдельно взятый агент рынка никакого влияния на цену не оказывает. Если продавец запросит более высокую цену, покупатели перейдут к его конкуренту. Если же он запросит более низкую цену, он не удовлетворит весь спрос, так как доля его товара на рынке невелика. Не в состоянии изменить цену и покупатель. Приспособление к рынку в условиях совершенной конкуренции выразится в объеме продаж и в объеме покупок.
[1] В. М. Козырев. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, издание 2, 2001, стр. 87.
[2] Г.И.Рузавин. Основы рыночной экономики. – М.: Юнити, 1996, стр. 23.
[3] В.М.Козырев. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, издание 2, 2001, стр. 149.
- Авдашева С.З., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. – М.: Магистр, 1998.
- Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. – М.: Вильямс, 2000.
3.Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга. Учебное пособие. – СПб.: СПб ЛФИ, 1995.
4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Юристъ, 2000.
Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М.: Юрист, 2000.
- Бове К., Аренс У. Современная реклама. – Тольятти: Довгань, 1995.
Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. Учебник. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
6.Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. – СПб.: Специальная литература, 1995.
- Козырев В.М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2001.
- Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. – М.: Наука, 1991.
- Костюк В.Н. Макроэкономика. – М.: Центр, 1998.
- Курс переходной экономики. – М.: Финстатинформ, 1997.
11.Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Прогресс,1984.
- Макконелл К., Брю С. Экономикс. – М.: Республика, 1992.
- Милль Д.С. Основы политической экономики. //Вопросы экономики. 1989, №10-12.
- Нуреев Р., Розанова Н. Поведение потребителя в рыночной экономике. // Вопросы экономики, 1994, № 1.
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник. / Под ред. В.А. Алексунина. – М.: издательско-торговая компания «Дашков и К», 2002.
17.Энджел Д. Поведение потребителей. – СПб: Питер – Ком, 1999.