Закончился длительный период самоизоляции России от мировой экономики и тщетных попыток создать альтернативный мировой социалистический рынок. Сегодня российская экономика стоит перед сложной задачей эффективного включения в мировую систему хозяйствования.
По существу, российская экономика уже включена в процесс глобализации и является субъектом мирового хозяйства, но такое включение относится, прежде всего, к сырьевым отраслям, что позволяет многим исследователям и экономистам называть Россию сырьевым придатком экономики западных стран. Однако масштабный экспорт сырья вовсе не отменяет перспектив индустриального и постиндустриального развития нашей страны.
Россия сейчас берет верный курс на вхождение в общемировой глобализационный процесс. Геоэкономически наша страна обладает рядом важных конкурентных преимуществ. К числу традиционных преимуществ можно отнести сельское хозяйство, имеющее огромный потенциал, добывающую промышленность, опирающуюся на богатые природные ресурсы, железнодорожный транспорт, связывающий между собой не только отдаленные районы страны, но и Европу с Азией, а также относительную дешевизну рабочей силы. К числу конкурентных преимуществ можно отнести научно-технический и творческий потенциал, интеллект, научные и образовательные школы, а также новые развивающиеся партнерские отношения с Западом.
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.
Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.
Противоречивый и пестрый мир сегодня взаимосвязан и взаимозависим. Эти глобальная целостность и взаимозависимость основаны на необходимости общего использования ряда экономических ресурсов, на заинтересованности в общем решении глобальных проблем, а также на международных экономических взаимоотношениях. Именно мирохозяйственный связи являются материальной основой растущей взаимозависимости в рамках мировой экономики.
Современный этап развития мировой экономики знаменателен глобальным характером мирохозяйственных связей интернационализацией экономики. В настоящее время в мировой экономике отмечаются сохранение стабильных темпов экономического роста, повышение роли внешнего фактора, глобализация финансовых рынков и усиление взаимозависимости национальных экономик, развитие региональных интеграционных процессов. Нормализуются методы межгосударственного сотрудничества по преодолению кризисных ситуаций.
Современный этап интернационализации мирового хозяйства характеризуется расширяющейся либерализацией внешнеэкономических связей и международных расчетов, а также использованием единых для многих стран стандартов на технологию, загрязнение окружающей среды, деятельность финансовых институтов, бухгалтерскую отчетность, национальную статистику, образование, культуру и т.д. Через международные организации внедряются общие критерии макроэкономической политики, происходит унификация требований к налоговой политике, к политике в области занятости и т.п.
Известно, что интернационализация хозяйственной жизни предполагает более тесное сближение и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, а экономическая интеграция предполагает «проведение согласованной межгосударственной экономической политики, переплетение и сращивание производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой, научно-технической деятельности отдельных стран»[1].
Двустороннее сотрудничество Германии и России имеет длительную историю. Обе страны обладают огромным потенциалом и как бы дополняют друг друга. Потенциал Германии большей частью реализован, а Россия – страна будущего. Ее потенциал должен быть реализован в процессе взаимовыгодного сотрудничества с другими странами одной из которых является Германия.
Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы экономических и торговых взаимоотношений Германии и России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-проследить историю взаимоотношений между Германией и Россией, начиная с советской эпохи;
-показать, что торгово-экономические отношения между двумя странами направлены на сближение;
-выявить основные проблемы, возникающие в процессе взаимовыгодного сотрудничества двух стран в области экономики и торговли.
Объектом изучения будет экономика и международная торговля Германии и России.
Предметом исследования – проблемы экономических и торговых взаимоотношений Германии и России
Глава I. История развития экономических и торговых взаимоотношений между Россией и Германией в советское время
Германию и Россию связывают давние и противоречивые отношения. Вплоть до конца 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов. Система государственной монополий внешней торговли жестко отделяла внешний рынок от внутреннего. Распределение ресурсов было лишь в незначительной степени ориентировано на концепцию сравнительных преимуществ, главной же его целью было обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Все союзные объединения монопольно специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров.
Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям—95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже—Министерства внешних экономических связей). На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельность этих объединений.
Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговых посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, — все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, нерациональной структуре экспорта и импорта. Все это сказывалось и на экономических и торговых отношениях с Германией.
В 70-е годы негативные тенденции были в определенной степени нейтрализованы благоприятными для страны изменениями конъюнктуры на мировом рынке. Это выразилось, прежде всего, в значительно более высоких темпах роста цен на топливно-энергетические товары, составлявшие основу экспорта бывшего СССР, по сравнению с ценами на импортируемые машины и оборудование.
В конце 80-х годов ситуация на внешнем рынке изменилась в худшую сторону. Темпы роста объема внешней торговли сравнялись с темпами роста национального дохода. В результате сократились поступления от внешней торговли в бюджет и снизилась ее роль в формировании национального дохода. Реагируя на изменившуюся экономическую ситуацию государственные власти предприняли попытку реорганизовать систему внешнеэкономического регулирования, либерализовать условия внешнеторговой деятельности. В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений. Право ведения внешнеторговых операций получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального обменного курса рубля.
Последовательной реорганизации подверглась таможенно-тарифная система страны. Из чисто символической структуры, перераспределявшей средства между отдельными статьями государственного бюджета, тариф превратился в важный инструмент торговой политики.
Ставки экспортных пошлин постоянно менялись в течение 1992—1994 гг. Изменения касались также систем и условий льготного налогообложения. Например, в середине 1992 г. был проведен пересмотр в сторону увеличения системы прямых экспортных налогов. В число товаров, облагаемых экспортными пошлинами, были включены продовольственные и фармацевтические товары, химические продукты. По существу, запретительные ставки дополнительных налогов на экспортную торговлю увеличились с 15 до 30%.
[1] Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов- на – Дону: Феникс, 2000. – С. 17.
1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997
2.Вихарев А. Русский вопрос через призму мировой торговли // Парламентская газета. – 2002. – 26 июня. – С. 1,3.
3.Григорьев Е. Россия есть Россия, и у нее должен быть свой путь // Независимая газета. – 1998. – 23 сентября. – С. 6.
4.Добрынина Е. Второе окно в Европу: вчера Евросоюз дал России визу во ВТО // Российская газета. – 2004. – 22 мая. – С. 1,2.
5.Жиляев К.В. Основные тенденции развития международной торговли в 90-е годы // Проблемы прогнозирования. – 2003. - № 6. – С. 139-152.
6.Казанцев Ф. Потепление инвестиционного климата // Труд. – 2003. – 26 сентября. – С. 7.
7.Коробейников А. Наша опора – национальное богатство // Парламентская газета. – 2002. – 14 февраля. – С. 7.
8.Кокурин Д. Участники мирового рынка нефти // Вопросы экономики. – 2003. - № 9. – С. 123-135
9.Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. – 2002. - № 6. – С. 107-117.
10.Кудров В. Современная мировая экономика и Россия /\ Вопросы экономики. – 2003. - № 3. – С. 45-60.
11.Кузнецов А. Европа зовет на рынок // Московские новости. – 2002. – 4-10 июня. – С. 5.
12.Лапский В. Россия – ФРГ: третий разбег // Российская газета. – 2000. – 17 июня. – С. 1,7.
13.Мангольд К. Благополучие Европы зависит от процветания России // Независимая газета. – 2000. – 22 ноября. – С. 6.
14.Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов- на – Дону: Феникс, 2000
15.Международные экономические отношения. Учебник // Под ред. И.П. Фаминского. – М.: Юристъ, 2001. –
16.Рикошинский А. Внешняя торговля России // РИСК. – 2003. - № 2. – С. 68-72.
17.Российский статистический ежегодник 2003 года. Статистический сборник. – М.: Госкомстат РФ, 2003.
18.Устинов И.Н. Мировая торговля. Статистико-аналитический справочник. – М.: Экономика, 2000.
19.Фомичев С. Международная торговля. Учебник. – М.: Инфра-М, 2001.
20.Фолмер Л. Россия и Германия: перспективы партнерства // МЭМО. – 2000. - № 1. – С. 79-81.
21.Федоренко Н. Эффективность включения России в международное разделение труда // Вопросы экономики. – 2002. - № 7. – С. 83-93.
22.Христенко В. Экономическое взаимодействие России и ЕС // Вопросы экономики. – 2002. - № 6. – С. 144-146.
23.Щербаков Н. Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. – 2003. - № 1. – С. 154-157.