Введение.
- Международная торговля.
1.1 Теории международной торговли.
1.2 Теории международного разделения труда.
1.3 Особенности современной международной торговли.
- Развитые страны в международной торговле.
2.1 США.
2.2 Страны ЕЭС.
2.3 Япония.
Заключение
Литература.
Международная (внешняя торговля) - древняя и традиционная форма международных экономических отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.
Роль внешней торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий рост ВВП. Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Расширение внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики - отказа от стоимостных в пользу более гибких и гораздо более эффективных и избирательных средств скрытого протекционизма.
Цель работы – выявить место развитых стран в международной торговле.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие международной торговли, проанализировать основные теории международной торговли;
- рассмотреть теории международного разделения труда;
- обозначить основные тенденции развития международной торговли;
- рассмотреть роль и место в международной торговле развитых стран;
Для написания работы использовались труды зарубежных и российских экономистов, материалы периодической печати, данные Интернет-сайтов.
1. Международная торговля
1.1 Теории международной торговли
Международная торговля представляет собой одну из главных форм международных экономических отношений. Под внешней (международной) торговлей понимают обмен товарами и услугами между разными странами. Международная торговля базируется на международном разделении труда. Вследствие углубления международного разделения труда объемы международной торговли растут быстрее, чем мировая экономика в целом[1].
Международная торговля складывается в основном из экспортно-импортных операций.
Под экспортом понимается вывоз за границу товаров, технологий, услуг для их реализации на внешнем рынке[2]. Предметами экспорта могут быть: товары, произведенные в стране; товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Особой формой экспорта является реэкспорт, то есть вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.
Импорт представляет собой ввоз товаров, технологий, услуг для их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны[3]. В объем импорта включается обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров (реимпорт).
Факт экспорта и импорта товаров фиксируется в момент пересечения границы и отражается в таможенной и внешнеэкономической статистике.
Исходный вопрос в теории международной торговли - Почему страны торгуют между собой? Поиском ответа на этот вопрос экономисты занимаются давно.
Великие географические открытия, колониальная экспансия создали предпосылки не только для первоначального накопления капитала такими странами, как Франция, Голландия, Англия, но и для международного разделения труда и образования мирового рынка. Важнейшее значение в этом процессе принадлежало господствовавшей теории меркантилизма, высоко оценивающей роль внешней торговли как источника накопления богатств. Основной вывод меркантилистов - увеличивать экспорт и ограничивать импорт с целью притока золота в страну. Недостаток теории очевиден, если все будут только экспортировать, то кто тогда будет импортировать?
[1] Кочемасова А.В. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2007, с.36
[2] Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2006
[3] там же