Введение
- Глава 1 («Фоника»)
1.1 Понятие фоники
1.2 Значение звуковой организации речи
- Глава 2 («Благозвучие речи»)
2.1 Понятие благозвучия
2.2 Эстетическая оценка звуков русского языка
2.3 Значение благозвучия
- Глава 3 («Звукопись»)
3.1 Стилистические приемы усиления звуковой выразительности
речи
3.2 Звуковые повторы
3.3 Исключение из текста слов определенного звучания
3.4 Использование неблагозвучия речи
3.5 Стилистические функции звукописи в художественной речи
3.6 Звукоподражание
3.7 Выразительно-изобразительная функция звукописи
3.8 Эмоционально-экспресивная функция звукописи
3.9 Смысловая функция звукописи
3.10 Композиционная функция звукописи
3.11 Понятие звукообраза
Заключение
Список литературы
Звукописью пользовались и пользуются в настоящее время самые разные люди — прежде всего поэты, писатели, но ещё ее можно встретить в лозунгах политических партий и рекламных текстах. Но что такое звукопись? Этому термину можно дать несколько определений. В Большой советской энциклопедии сказано, что это «использование вторичных звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п.». В поэтическом словаре А. П. Квятковского говорится о том, что звукопись — это условный термин для одного из видов инструментовки стиха, который устанавливает соответствие фонетического состава фразы изображенной картине.
В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Исходя из приведённых выше определений, можно попытаться дать более общее определение этого литературоведческого термина. Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).
Звукопись создаётся самыми разными приёмами. Один из таких приёмов — аллитерация. Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных. Аллитерация — древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.
Один из приемов — ассонанс (многократное повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков). Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные — не совпадают, (огромность — опомнюсь; жажда — жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи.
Более сложный приём звукописи — каламбурная рифма. Каламбурные рифмы — это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов таких, как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы — когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
Ещё один прием звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе. Эпифора — повторение конца стиха. Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра, т. е. на периодической повторности определенной элементной группы ритмических долей.
Ещё один приём, который используется реже других — ономатопея. Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п. Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и другие.
Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи. Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту. Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения. Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание.