Курсовая работа|Мировая экономика

Транснациональные корпорации в мировой экономике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 36

Введение. 

Глава 1. Общая характеристика функционирования транснациональных корпораций в мировой экономике. 

1.1 Сущность и основные виды международных корпораций. 

1.2 Основные тенденции развития ТНК и рост их значения в мировой экономике. 

1.3 Роль ТНК в экономической стратегии ведущих развитых стран. 

Глава 2. Анализ различных воздействий ТНК на мировое хозяйство и национальную экономику. 

2.1 Особенности формирования внутренних рынков транснациональных корпораций в зарубежных странах и России. 

2.2 Масштабы деятельности ТНК, положительные и отрицательные стороны их деятельности. 

Заключение. 

Литература: 

Размах деятельности транснациональных корпораций характеризуется огромными масштабами. Крупнейшие ТНК (например, “General Motors”, “Ford”, “Royal Dutch Shell” и др.) распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих суверенных национальных государств, а международный характер операций ставит их практически вне контроля любых национальных органов власти.

Крупнейшие в мире транснациональные корпорации все больше проникают на российский рынок, а вся послевоенная история западноевропейских стран, Японии и “новых индустриальных стран” свидетельствует о том, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ними только в том случае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования, адекватные международным аналогам и способные проводить активную внешнеэкономическую политику.

В нашей стране уже относительно давно начали возникать и развиваться крупные российские корпорации – финансово-промышленные группы (ФПГ), которые в перспективе должны занять достойное место среди крупнейших транснациональных корпораций мира. Отдельно стоит отметить российские компании топливно-энергетического комплекса, некоторые из которых уже сегодня по праву могут считаться транснациональными. В связи с этим очень полезно обратиться к зарубежному опыту, рассмотреть критерии отнесения компаний к ТНК, этапы их развития и виды, тем более, что большинство западных корпораций относится к более зрелым типам ТНК по сравнению с нашими российскими.

В целом, транснациональные корпорации (ТНК) превратились в основной структурообразующий фактор мирового хозяйства. Трансна­циональный капитал действует глобально за пределами государств происхождения, широко используя сравнительные преимущества в размещении производительных сил. Под его воздействием рост внеш­ней торговли значительно опережает увеличение производства. Рас­ширение международного разделения труда теснее связывает нацио­нальные хозяйства отдельных стран. Происходит усиление взаимоза­висимости и взаимодействия отдельных стран. Развитие внешнеэко­номической сферы идет быстрее национальных хозяйств.

С развитием производства, мировой торговли, появлением новых научно-технических достижений, повышением уровня жизни значительно усилилась конкуренция между компания­ми. Одновременно появились широкие возможности для ис­пользования конкурентных преимуществ, связанных с введе­нием этими компаниями операций в международном масштабе. Это дало толчок к развитию компаний, ориентиро­ванных на "международное производство", или международ­ных компаний.

В связи с указанными факторами международный бизнес находится в сфере особых интересов ученых-экономистов. Теоретическая экономика много внима­ния уделяет транснациональным корпора­циям, особенно из-за их бурного роста во второй половине XX в. Первоначально ТНК изучались в рамках теории фирмы, затем стали разрабатываться их са­мостоятельные концепции. В основе их лежат прежде всего идеи американских экономистов С. Хаймера о необходимости для фирмы иметь преимущества перед местными конкурентами при осуществлении прямых инвестиций за рубежом и Р. Коуза о наличии специфического рынка внутри крупной корпорации, а также Р. Вернона, который в своей концепции жизненного цикла продукта объяснял феномен ТНК в первую очередь стремлением национальных монополий нанести своим зару­бежным конкурентам как бы упреждающий удар. Одновременно, ТНК несут как положительные, так и отрицательные последствия доля стран, в которых они осуществляют свою деятельность. Этот фактор в совокупности с постоянным ростом масштабов функционирования ТНК и объясняет актуальность их детального изучения.

Таким образом, целью данной работы станет изучение роли ТНК в мировом хозяйстве и национальной экономике России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:

- Охарактеризовать сущность и основные виды международных корпораций ;

- Выявить основные тенденции развития ТНК и рост их значения в мировой экономике;

- Оценить роль ТНК в экономической стратегии ведущих развитых стран;

- Исследовать особенности формирования внутренних рынков транснациональных корпораций в зарубежных странах и России;

- Проанализировать масштабы деятельности ТНК и их положительное и отрицательное влияние на экономику государства.

 

Глава 1. Общая характеристика функционирования транснациональных корпораций в мировой экономике

1.1 Сущность и основные виды международных корпораций

Международные корпорации представляют собой круп­ные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом. На практике различают три основных типа меж­дународных корпораций.[1]

Первый из них — это транснациональные корпорации (ТНК), к которым относят компании с использованием пре­имущественно однонационального акционерного капитала, управленческого контроля и интернациональной сферой деятельности. ТНК организуют головную компанию в стране базирования и дочерние компании, филиалы по всему миру. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Форд», «Экссон», «Нестле».

Второй тип — многонациональные корпорации (МНК), которые интернациональны по используемому капиталу, контролю и сфере деятельности. МНК объединяют нацио­нальные компании двух и более стран мирового хозяйства. Наиболее типичными представителями данной группы яв­ляются «Ройял датч-Шелл», «Юнилевер» и др.. Данный тип международных корпораций возник раньше, чем ТНК, но в настоящее время не имеет широкого рас­пространения.

Третий тип — это международные корпоративные со­юзы, которые представляют собой специальные объедине­ния промышленных, банковских и других концернов в целях решения крупных экономических задач. Данные со­юзы в большей степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика. Например, за­падноевропейский концерн «Эйрбас индастри».[2]

В последнее время в экономической литературе стали использовать термин «глобальные корпорации», т. е. веду­щие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике не существует таких корпораций, которые имели бы филиалы во всех странах мира, и вышерассмотренные типы в большей или меньшей степени являются глобаль­ными. Так, «Экссон» имеет филиалы в 100 странах, «Кока-кола» — в 190 странах.[3]

Вместе с тем необходимо учитывать, что перевод с ан­глийского языка термина «transnational» может быть раз­личным, и в экономических изданиях часто все типы кор­пораций обозначают как ТНК.

Комиссия ООН по ТНК выделила ряд признаков, по которым в современных условиях следует распознавать ТНК. К ним относятся:[4]

  • годовой оборот (объем продаж) более 1 млрд долл.;
  • наличие филиалов не менее чем в 6 странах;
  • доля зарубежных активов должна составлять 25—30% в общей стоимости всех активов компании;
  • 1/5—1/3 всего объема оборота компании должна прихо­диться на внешние операции, т.е. реализоваться за пре­делами страны резиденции.

ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:

1)  интернационализации производства и капитала на ос­нове развития производительных сил;

2)  экспансии капитала за границей, создание собственных отделений,

3)  стремления к получению сверхприбылей;

4)  жесткой конкуренции, ведущей к концентрации про­изводства и капитала в м/н масштабе,

5)  снижения значения геоэкономических границ.

С созданием собственных м/н производственных комп­лексов ТНК получают дополнительные возможности вне­дрения в экономическую структуру других стран. Они могут использовать в своих интересах их природные, производ­ственные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внутрифирменное разделение труда на базе уже имеющих­ся или создаваемых за рубежом узкоспециализированных производств.

Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, которые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и стра­нами, где расположены ее филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся различия в обеспеченности и сто­имости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортизационных отчислений, фирменного, антитрестовского и трудового законодатель­ства, экологических стандартах, квалификации рабочей силы, курсах валют и по многим другим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Орга­низационная структура ТНК дает им такое специфическое преимущество, как перенос внешнеэкономических опера­ций во внутрифирменные операции — это позволяет со­хранять монополию на новые технологии и «ноу-хау», обходить таможенные барьеры, избегать международной кон­куренции, снижать себестоимость продукции, гак как внут­ренние трансфертные цены в 3—4 раза ниже мировых цен со времени возникновения в конце XIX в. ТНК суще­ственно эволюционировали.

ТНК первого поколения действовали в границах суще­ствовавших колониальных империй конца XIX — начала XX вв. Это колониально-сырьевые ТНК (картели, синди­каты, тресты), основной целью которых было получить доступ к дешевым источникам сырья.

ТНК второго поколения существовали в период между двумя войнами начала и середины XX в. Это военные ТНК, деятельность которых была связана главным образом с про­изводством вооружения, боеприпасов, амуниции.

[1] Рыночная экономика, Словарь, М., 2006

[2] Там же

[3] Мировая экономика, под ред. Соболева О. Ю., М., 2004, с. 113

[4] Миронов А.А., Концепции развития транснациональных корпораций, М., 1991, с. 12

  1. Авдокушин Е. Ф., Маркетинг в международном бизнесе. М., 2007
  2. Аганбегян А.Г., Социально-экономическое развитие Росси, М., 2003
  3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М. 2001
  4. Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения, М., 2002
  5. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. М, 1998
  6. Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2002. № 12
  7. Грязнов Э.А. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. — М., 2005
  8. Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами. — М., 2003
  9. История экономики, М., 2005
  10. Колесов В.П. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. 3-е издание. М., 2003
  11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./Под ред. Красавиной Л.Н. — М., 2004
  12. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов / М. В. Елова, Е. К. Муравьева, С. М. Панферова и др.; Под ред. А. К. Шуркалина, Н. С. Цыпиной. М., 2000
  13. Международный бизнес./Пер. с англ. — М., 2004
  14. Междунардный менеджмент./Под ред. Пивоварова Э.С., Баркана Д.И., Тарасевича Л.С., Майзеля А.И. — СПб., 2000
  15. Мировая экономика и международные экономические отношения. М., 2006
  16. Мировая экономика, под ред. Соболева О. Ю., М., 2000
  17. Мильгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент./ Пер. с англ. — В 2 т. — Т.1 — СПб.: Экономическая школа, 2002
  18. Мировая экономика, под ред. Соболева О. Ю., М., 2004
  19. Мировая экономика и международные экономические отношения, № 3 2002 г.
  20. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства //МЭиМО, 1999, №6.
  21. Носкова И. Я., Международные валютно-кредитные отношения, М., 2002
  22. Основы экономической деятельности. Учебное пособие / Под ред. Рудневой Л. Н.
  23. Российский экономический журнал. 2002. № 3
  24. Рыночная экономика, Словарь, М., 2006
  25. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е. изд., перераб. и доп. Мн., 2003
  26. Cавин А.Ю. Финансово-промышленные группы в России. М., 2003
  27. Спиридонов И.А., Мировая экономика, М., 2004
  28. ТНК в мировом развитии. Тенденции и перспективы. Доклад для ООН. М., 1997
  29. Черников Г.П., Мировая экономика, М., 2003
  30. Шпреман К. Управление финансами и внутрифирменный рынок капитала. // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 3
  31. The World’s View of Multinationals.//The Economist, 29.01.2000
  32. wto.org

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Мировая экономика
2011 год 44 стр.
Курсовая Российско-китайские экономические отношения
Telesammit
Курсовая работа Мировая экономика
2016 год 27 стр.
Курсовая Экспорт России
Telesammit
Курсовая работа Мировая экономика
2014 год 35 стр.
Курсовая Россия в мировом экономическом пространстве
diplomstud
Курсовая работа Мировая экономика
2015 год 38 стр.
Курсовая Место России в мировой экономике
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское