С появлением персональных компьютеров их стали устанавливать на рабочих местах и оснащать новыми инструментами, ориентированными на пользователя, не являющегося программистом. В последние годы широкое распространение получила концепция распределенных систем управления экономикой, предусматривающая локальную обработку информации. В первую очередь это связано с созданием рабочих мест, где автоматизированная обработка данных в конкретной предметной области может осуществляться в диалоговом режиме.
К основным причинам необходимости создания АРМ можно отнести:
- увеличение объема информации и необходимость сокращения времени ее обработки;
- повышение производительности труда за счет интенсификации;
- усложняющиеся требования к деятельности в различных сферах и стремление сократить количество сотрудников;
- постоянное совершенствование форм и методов профессиональной деятельности.
В рамках процесса информатизации общества происходит процесс оснащения учреждений, в том числе системы образования, компьютерной техникой, программным обеспечением, телекоммуникациями с целью обеспечения доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) для всех участников общества. Образовательный процесс: учащиеся, учителя и родители. В частности, в общеобразовательных школах повсеместно начинают использовать оборудование для проведения интерактивных уроков, часто в этом случае говорят об автоматизированном рабочем месте преподавателя кафедры.
Однако под автоматизированным рабочим местом (АРМ) преподавателя кафедры понимается не только набор оборудования, с помощью которого учитель-предметник может проводить интерактивные уроки, но и комплекс разного рода учебных материалов, правовых, методических материалов и программных средств . которые позволяют структурировать и организовать деятельность преподавателя кафедры. Такие комплексы должны иметь как понятный интерфейс, так и позволять им работать в различных режимах, т.е. в режиме on-line или off-line. При этом желательно, чтобы АРМ преподавателя кафедры позволял:
- использовать возможность работать либо со всем классом, либо с группой, либо индивидуально;
- охватить всех участников образовательного процесса;
- легко редактировать и изменять.
Что. АРМ преподавателя кафедры должно помогать учителю в проведении уроков, подготовке к занятиям, как дома, так и в вузе (лицее, гимназии и т.п.), школьной библиотеке, школьном или районном медиацентре, а также помогать студенту более эффективно освоить конкретный вопрос или тему учебной программы.
В настоящее время существуют как коммерческие, так и некоммерческие предложения АРМ, в связи с этим актуально рассмотреть вопрос о классификации и типах АРМ.
Объект исследования – автоматизированное рабочее место.
Предметом исследования является выявление минимального состава обеспечения автоматизированного рабочего.
Цель курсовой работы - провести Проектирование автоматизированного рабочего места (АРМ) преподавателя кафедры. Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач:
- определить концепцию AWS и ее типичную структуру;
- анализ существующих классификаций и типов автоматизированных рабочих мест;
- охарактеризовать конкретное рабочее место на примере рабочего места преподавателя кафедры «Информационные системы и технологии» среднего вуза.
1. Теоретические аспекты автоматизированных рабочих мест
1.1 Понятие рабочей станции и ее функции
Существует несколько наиболее часто используемых определений рабочей станции.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) - индивидуальный комплекс программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации профессиональной деятельности специалиста и обеспечения подготовки, редактирования, поиска и отображения или печати необходимых документов и данных.
АРМ - комплекс технических средств вычислительной техники, обеспечивающий эффективное взаимодействие пользователя (конструктора, конструктора, исследователя и др.) с системой автоматизированного проектирования, системами технологической подготовки эксперимента, управления экспериментом, автоматизации научных исследования и др. АРМ может быть терминалом электронно-вычислительных машин или автономным устройством на базе мини (микро) - ЭВМ. АРМ — периферийные устройства электронно-вычислительных машин (буквенно-цифровой дисплей, графический дисплей, плоттер, дигитайзер), ориентированные на диалоговый режим и работу с графической информацией. Рабочая станция имеет собственное программное обеспечение, включающее интерактивную операционную систему и пакет прикладных программ, состав которых зависит от назначения рабочей станции. [8, с.20]
Автоматизированное рабочее место можно определить как совокупность информационных, программных и технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию профессиональных функций в конкретной предметной области.
Исследуя различные точки зрения, сущность АРМ также можно определить следующим образом.
АРМ - проблемно-ориентированный программно-аппаратный комплекс, включающий аппаратно-программное, информационно-методическое обеспечение для решения задач пользователя в определенной предметной области и оперативного удовлетворения его информационно-вычислительных запросов непосредственно на рабочем месте в режиме диалога с ЭВМ.
АРМ имеет следующие особенности:
- совокупность технических, программных, информационных и иных средств, доступных пользователю;
- размещение ВТ непосредственно (или рядом) на рабочем месте пользователя;
- возможность создания и улучшения проектов автоматизированной обработки данных в конкретной сфере деятельности;
- обработка данных пользователем;
- интерактивный режим взаимодействия пользователя с компьютером как в процессе решения задач конкретной предметной области, так и в процессе их проектирования.
Создание автоматизированного рабочего места предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и обработке информации возлагаются на вычислительную технику, а часть ручных операций, требующих творческого подхода, выполняет специалист. Персональные средства используются пользователем для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, а также ввода исходных данных в автоматизированную информационную систему (АИС) для решения текущих задач и анализа функций.
АРМ как инструмент рационализации и интенсификации различных видов деятельности создается для обеспечения выполнения определенной группы функций.
Простейшей функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание. Хотя эта функция присуща любой рабочей станции, особенности ее реализации существенно зависят от категории пользователя.
Рабочие места имеют проблемно-профессиональную направленность на конкретную предметную область. Профессиональные рабочие станции являются основным средством связи человека с компьютерными системами, выполняя роль автономных рабочих мест. Рабочие места выполняют децентрализованную одновременную обработку информации на рабочих местах исполнителей в составе распределенной базы данных (БД). При этом они имеют доступ через системное устройство и каналы связи к компьютеру и базе данных других пользователей, обеспечивая тем самым совместное функционирование компьютера в процессе коллективной обработки.
Рабочее место, созданное на базе персональных компьютеров, является наиболее простым и распространенным вариантом автоматизированного рабочего места. Такое рабочее место рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы оказывает конкретному сотруднику все виды поддержки исключительно на протяжении всего сеанса работы. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.
Функционирование АРМ в локальной компьютерной сети в виде АРМ является наиболее эффективным режимом работы АРМ, особенно при «распределении» информации и вычислительных ресурсов между несколькими пользователями. [2, с.25]
Более сложной формой является рабочая станция с использованием ПК в виде интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам основного ПК или внешней сети. В этой ситуации несколько персональных компьютеров подключаются по каналам связи к основному ПК, однако каждый ПК может работать и как самостоятельное оконечное устройство.
В наиболее сложных системах, помимо ресурсов основного ПК сети, с помощью специального оборудования рабочие станции могут быть подключены к различным информационным службам и системам общего назначения, например, службе новостей, глобальным информационно-поисковым системам, базам данных или знания, библиотечные системы и т. д.
Возможности каждой рабочей станции в первую очередь зависят от технических и эксплуатационных характеристик ПК, лежащих в их основе.
Если ПК используется как рабочая станция небольшой локальной сети, на которой централизованно хранится вся необходимая для работы информация, то объем обрабатываемой информации невелик. Скорость работы определяется скоростью диалога оператора с ПК, а не скоростью компьютера. В связи с этим для автоматизации деятельности многих профессий допустим стандартный сборный ПК с низким быстродействием и минимальным объемом оперативной памяти.
В том случае, если необходимо регулярно готовить объемные документы и использовать большие объемы информации, то необходимо установить мощные персональные компьютеры с большим объемом внешней и внутренней памяти.
Типовая структура рабочего места
С появлением персональных компьютеров их стали устанавливать на рабочих местах и оснащать новыми инструментами, ориентированными на пользователя, не являющегося программистом.
Как правило, AWP состоит из трех основных компонентов :
система обучения, которая может включать в себя: интегрированные строки подсказок, различные закладки, указатели и справку, встроенные системы примеров, систему гипертекстовой документации, а также руководство пользователя и руководство программиста, систему контроля и обнаружения ошибок;
комплекс программных продуктов для обработки информации, который в зависимости от режима работы может включать для пакетного режима - ввод информации со сменных носителей или сканера, передачу по каналам связи (компьютер или модем), автоматизированные расчеты, обработку данных, печать данных, формирование архивов за отчетный период; для интерактивного режима - ввод с клавиатуры, обработка информации в реальном времени, извлечение документов с загрузкой базы данных, вывод данных по запросу на принтер, экран, в файл, работа с архивы ;
сервисные средства, они делятся на сервисные инструменты для настройки рабочей станции и сервисные инструменты для работы с рабочей станцией. К сервисным средствам настройки рабочих мест относятся возможность настройки деталей, эргономичная поддержка экранных форм, возможность настройки цветовой палитры и звуковых сигналов, возможность установки систем доступа к данным, настройка алгоритмов расчета, настройка таких устройств, как принтеры, модемы или сканеры и настроить календари. Другая группа сервисных средств обычно предусматривает возможность ведения классификаторов, генераторов отчетных форм, функций администратора баз данных для доступа к сети, средств ликвидации последствий аварий, приема и передачи данных по каналам связи, копирования и хранения информации, мониторинга, а также часы, таймер, калькулятор.
Информационная система должна обеспечивать реализацию целей профессиональной деятельности в конкретной предметной области. Наиболее распространенной формой является система взаимосвязанных и взаимодействующих рабочих мест, как руководителя, так и исполнителя. [4, с.11]
Руководителю необходима обобщенная, достоверная и полная информация для принятия правильных решений, а также инструменты для анализа и планирования различных направлений деятельности экономического субъекта.
К этим средствам относятся методы: экономико-математические, моделирования, анализа различных сфер деятельности, статистические, прогнозирования, а также вспомогательные технологии - электронные таблицы, графические и текстовые процессоры, электронная почта, СУБД.
Исполнительному специалисту необходим удобный инструментарий для обеспечения профессиональной деятельности в той или иной сфере, что определяется предметными технологиями, применяемыми в этой сфере, и распределением обязанностей между управленческими работниками. АРМ данного уровня характеризуется жестким включением в программный продукт функциональных и поддерживающих технологий, что позволяет использовать специалиста низкой квалификации, так как его действия носят декларативный, а не процедурный характер и необходимы глубокие знания предметной технологии. от него не требуется, так как они встроены в рабочую станцию разработчиками программного обеспечения.
В состав рабочих станций, как правило, входят персональные компьютеры, принтеры, сканеры, модемы.