ВВЕДЕНИЕ
- Бюджетное устройство и бюджетная система
1.1. Понятие и модели бюджетной системы
1.2. Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах
1.3. Модели бюджетного федерализма
- Сравнительная характеристика бюджетного устройства федерального и унитарного государства на примере российской федерации и великобритании
2.1. Особенности бюджетного устройства великобритании
2.2. Анализ отношений между бюджетами разных уровней.
2.3.Основные направления совершенствования бюджетного устройства российской федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Бюджетная система является частью финансовой системы государства. По сути – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Принцип государственного устройства определяет распределение прав и обязанностей между уровнями бюджетной системы. Активное развитие бюджетных отношений государства, требует четкого правового регулирования с помощью бюджетного права, которое позволяет разграничить полномочия между различными уровнями публичной власти, определить компетенцию субъектов бюджетного права, обеспечив правовыми средствами баланс их финансовых интересов.
Цель работы – принципы Бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть понятие и модели бюджетной системы;
- Рассмотреть принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах;
- Рассмотреть модели бюджетного федерализма;
- Рассмотреть особенности бюджетного устройства Великобритании;
- Произвести анализ отношений между бюджетами разных уровней;
- Показать основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА.
1.1. ПОНЯТИЕ И МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.
Традиционно по д бюджет ной сис темой по нимают основ анную на эконом ических от ношениях и госуд арственном устр ойстве, регулируемую норм ами прав а со вокупность бюджет ов раз личных территориальных уровней. Организация и при нципы по строения бюджет ной сис темы пре дставляют со бой бюджет ное устр ойство стра ны. Под кот орым по нимаются вну треннее строение госуд арства, де ление его на со ставные час ти и сис тема взаимоотношений между ними на основ е рас пределения вла стных по лномочий и суверенитета между цен тром и территориальными об разованиями.
Построение бюджет ной сис темы за висит от форм ы госуд арственного и административного устр ойства стра ны. По степени рас пределения вла сти между цен тром и административно-территориальными об разованиями все госуд арства по дразделяются на унитарные, феде ративные и конф едеративные.
«Унитарное (про стое, един ое) госуд арство – это форм а госуд арственного устр ойства, при кот орой административно-территориальные об разования не им еют со бственной госуд арственности или авто номии. В стра не де йствует един ая конституция, об щая для все х сис тем прав а, и един ые орган ы вла сти, цен трализованное управление эконом ическими, со циальными и по литическими про цессами в госуд арстве. В унитарных госуд арствах бюджет ная сис тема со стоит из двух звеньев – госуд арственного бюджет а и местных бюджет ов, на ходящихся в вед ении орган ов местного сам оуправления (до ходы и рас ходы местных бюджет ов не входят в госуд арственный бюджет , форм ируются и ис пользуются территориями сам остоятельно). Примером унитарных госуд арств являются – Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания» [3].
Федеративное (об ъединенное, со юзное) госуд арство – это форм а госуд арственного устр ойства, при кот орой госуд арственные об разования или административно-территориальные об разования, входящие в госуд арство, им еют со бственную госуд арственность и об ладают определённой по литической сам остоятельностью в пре делах рас пределённых между ними и цен тром комп етенций. Для бюджет ной сис темы феде ративного госуд арства характер ны три звена – госуд арственный феде ральный бюджет (ино гда его на зывают бюджет ом цен трального прав ительства), бюджет ы субъектов феде рации (штатов – в США, про винций - в Канаде, республик, об ластей и др.), и местные бюджет ы. В феде ративных госуд арствах местные бюджет ы не входят в бюджет ы членов феде рации, а бюджет ы членов феде рации не включаются в феде ральный бюджет , т.е. все бюджет ные уровни существ уют сам остоятельно и не входят по до ходам и рас ходам в вы шестоящие бюджет ы. Примером феде ративных госуд арств являются – РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.
Конфедеративное (со юзное) госуд арство – это по стоянный со юз суверенных госуд арств, со зданный для до стижения по литических или во енных целей. Бюджет так ого госуд арства форм ируется из взносов входящих в конф едерацию госуд арств. У госуд арств – членов конф едерации – де йствуют сво и бюджет ные и на логовые сис темы [5].
«Исторически унитарная форм а госуд арственного устр ойства сложилась сам ой пер вой, вместе с сам им госуд арством. Все без ис ключения госуд арственные об разования древности и сред них веков об ладали этой форм ой госуд арственного устр ойства. Примером тому могут слу жить Римская им перия, им ператорские Китай и Япония, сред невековые европейские королевства. Федерация как особ ая форм а госуд арственного устр ойства на чала во зникать вместе с по явлением в XVII - XVIII веках республик, вместе с во лной буржуазно - де мократических революций. Федерация мож ет во зникнуть либо путем до бровольного об ъединения не скольких госуд арств в одно (при мером так ого об ъединения являются США, Германия, Швейцария, где феде рации со здавались снизу - т.е. штатами, землями, кантонами – при чем, орган ы со юзного госуд арства по лучали сто лько по лномочий, сколько от мерили им уча стники до говора об об ъединении), либо в результате де централизации из начально цен трализованного госуд арства (Россия). Способ со здания феде рации в дальнейшем оказывает знач ительное влияние на ее раз витие, на взаимоотношение феде рации и членов феде рации, на решение во просов со циально-эконом ического раз вития территорий.
Выше пер ечисленные три форм ы госуд арственного устр ойства являются основ ными, но еще существ ует особ ая форм а ассоциированного госуд арственного об ъединения, им енуемая со дружеством. Здесь суверенные, не зависимые госуд арства вы ступают по от ношению к об ъединениям в качестве "ассоциированных уча стников". Эта форм а по казала сво ю жизнеспособность в Западной Европе в вид е Европейского Сообщества. При существ овании эконом ических пре дпосылок (об щего рын ка) и един ой прав овой сред ы (со здаваемой, в час тности, суд ом ЕС в Люксембурге). Происходит углубление госуд арственной инт еграции, что мож ет вы разиться в пер еходе к конф едеративному госуд арственному устр ойству, а то и к феде ративному госуд арственному об разованию (инт еграционные про цессы по следних лет в рамках Европейского Сообщества гов орят о том, что его стра ны шаг за шагом при ближаются к уровню госуд арственной инт еграции, характер ной для феде рации)» [6].