ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1.1. Сущность государственного финансового контроля
1.2. Особенности системы государственного финансового контроля в России
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
2.1. Правовые аспекты осуществления взаимодействия органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере
2.2. Счетная Палата как ключевой орган государственного финансового контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что ключевым условием обеспечения успешного функционирования финансовой системы страны является существование эффективного государственного финансового контроля, который ориентирован на осуществление реализации государственной финансово-бюджетной политики.
Финансовый контроль – это неотъемлемый элемент организации управления финансовыми ресурсами и финансовыми потоками для обеспечения целесообразности и эффективности проводимых финансовых операций. Финансовый контроль тесным образом связан с реализацией контрольной функции финансов. Иными словами, финансовый контроль является регламентированной деятельностью специально сформированных контролирующих органов за соблюдением действующего финансового законодательства и финансовой дисциплины.
Государственный финансовый контроль направлен на обеспечение реализации государственной финансовой политики в стране и является основополагающим структурным элементом в механизме государственного контроля. Поэтому его роль в современных условиях огромна. Основная его задача заключается в успешном функционировании государства по обеспечению эффективного и рационального использования государственных финансов и собственности государств. Осуществление действенного контроля за расходованием бюджетных средств всегда было и остается одной из важных задач любого государства. Оно занимает ключевое место в государственной финансовой политике.
Финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, которые являются органами или должностными лицами исполнительной власти субъектов РФ. местных администраций, финансовых органов регионов и муниципальных образований.
В качестве целей осуществления государственного (муниципального) финансового контроля Бюджетный Кодекс определил обеспечение соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют бюджетные правоотношения. В нем установлены такие виды государственного (муниципального) финансового контроля как: внешний и внутренний, предварительный и последующий. Таким образом, на сегодняшний день государственный финансовый контроль практически свелся к бюджетному контролю. который призваны осуществлять органы внешнего и внутреннею финансового контроля.
Объект исследования: государственные органы финансового контроля.
Предмет исследования: государственный финансовый контроль..
Цель исследования: изучить особенности функционирования органов государственного финансового контроля в России и их бюджетные полномочия.
Основные задачи исследования:
- рассмотреть сущность государственного финансового контроля;
- определить особенности функционирования системы государственного финансового контроля в России;
- охарактеризовать бюджетные полномочия органов государственного финансового контроля в России;
- рассмотреть правовые аспекты осуществления взаимодействия органов государственного финансового контроля;
- рассмотреть Счетную Палату как ключевой исполнительный орган государственного финансового контроля.
1.2. Особенности системы государственного финансового контроля в России
Пунктом 5 статьи 101 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, установлено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума Российской Федерации образуют Счетную палату Российской Федерации – постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля). Структура, функции и организация деятельности Счетной палаты установлены Федеральным законом № 41-ФЗ.
С 2012 года в стране начался новый этап в развитии системы государственного финансового контроля, была осуществлена реформа исполнительных органов государственной власти. Так, в апреле 2016 года упразднили, действующую с марта 2004 года Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) – орган, осуществлявший функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора переданы Федеральному казначейству, Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе. Все вышеперечисленные органы являлись подведомственными Министерства финансов Российской Федерации.
Сегодня государственный контроль в сфере бюджетных отношений осуществляется следующими органами:
– Счетной палатой Российской Федерации (высшим органом внешнего государственного аудита (контроля));
– контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
– Министерством финансов Российской Федерации (осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков и пр.);
– Федеральным казначейством (осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля ведения операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций).
К сожалению, неимение права реализации текущего контроля в действующем законодательстве поспособствовало тому, что для исполнения контрольных мероприятий необходимо было ждать завершения финансового года, вследствие этого, контроль осуществлялся уже по итогам деятельности, в связи с чем практически во всех отраслях экономической деятельности не предоставлялось возможным увидеть полное видение ситуации финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля и пресекать нарушения на первоначальной стадии. Текущий контроль предоставляет возможность предотвращения нарушений, выявляемых на стадии последующего контроля, потому что он позволяет быстро отреагировать и принять решение именно в текущем режиме, основываясь на оперативной и подлинной информации. При существовании данного вида контроля, объект наблюдения будет осознавать, что может проверяться в любой момент времени, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность контроля дисциплины распоряжения бюджетными средствами.