Курсовая работа|Гражданское право

Особенности защиты прав авторов музыкальных произведений по законодательству Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Nelada

Год: 2021 | Страниц: 43

Введение. 

  1. Понятие музыкальных произведений как объекта права исключительной собственности и правовое регулирование отношений по его созданию, использованию и охране. 

1.1 Музыкальные произведения как объект права исключительной собственности: понятие, признаки, формы и виды.

1.2 Гражданско-правовое регулирование отношений по созданию, использованию и охране музыкальных произведений. 

1.3 Авторские правоотношения по созданию, использованию и охране музыкальных произведений. 

  1. Защита авторских прав на музыкальные произведения. 

2.1 Признаки нарушения и понятие защиты авторских прав на музыкальные произведения. 

2.2 Специфика применения гражданско-правовых способов защиты авторских прав на музыкальные произведения. 

2.3 Особенности реализации судебного порядка защиты авторских прав на музыкальные произведения. 

Заключение. 

Список использованных источников.

Приложение 1.

Приложение 2.

Настоятельная необходимость разработки проблем гражданско-правовые регулирования использования музыкальных произведений в предпринимательской деятельности, а также защита прав авторов музыкальных произведение в современный период определяется рядом факторов социально-экономического, нормативного и теоретического порядка.

На протяжении всей истории человечества музыка постоянно существовала и до сегодняшнего дня остаётся значимым компонентом культуры, одним из средств творческого выражения, никак не подвластного общественно-политическому строю, моральным устоям, форм правления и политических взглядов. Огромное превосходство и развитие новых технологий, в частности всемирная информационная сеть, Интернет, кардинально изменило систему правоотношений в музыкальной сфере: из обширного гражданского оборота вытеснило материальные носители музыкальных воспроизведений, к примеру, виниловые пластинки, DVD, CD и др. Совместно с тем и увеличились способы использования музыкальных произведений. Кроме того, инновационные технические процессы породили новейшие объекты авторских и смежных прав. Сейчас это не только непосредственно музыкальные произведения, представляющие результат творческой деятельности, однако и фонограммы, и сообщения организаций эфирного и кабельного вещания, которые никак не включают в себя творческого элемента. В связи с этим законодатель вынужден был вовремя реагировать на глобальную трансформацию, происходящую в обществе, улучшая законодательство.

По всей видимости, понадобится тот или иной период времени с целью формирования новейших механизмов соответственного вознаграждения работы авторов, исполнителей, создателей фонограмм, и кроме того, защиты их прав или компенсации ущерба в случае незаконного использования их музыкальных произведений. Так как вплоть до 70% музыкальных произведений в мире приобретается свободно, можно установить, что в настоящий период времени рынок пребывает в состоянии упадка.[1]

Об актуальности темы курсовой работы свидетельствует то обстоятельство, что в юриспруденции не создана единая правовая концепция регулирования отношений по вопросам использования музыкальных продуктов и четкая система защиты авторов музыкальных произведений. Более того, в настоящий период такой объект авторского права как музыкальное произведение не обладает собственным легальным определением.

Отмеченные выше обстоятельства и обусловили выбор темы работы.

Общетеоретические и специальные вопросы авторского права на музыкальные произведения исследовались такими учеными как: Н. В. Иванов[2], В.Я. Ионас[3], П. Миллер, А.С. Юмашев[4] и др.

Объектом исследования является изучение проблематики защиты авторов музыкальных произведений в реалиях Российского законодательства.

Предметом исследования являются правовые нормы российского и международного законодательства, а также судебная практика российских судов в сфере авторских и смежных прав на музыкальные произведения и защита авторов данных произведений.

Цель - исследование правового регулирования в области защиты авторов музыкальные произведения в Российской Федерации.

Для решения названной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть музыкальные произведения как объект права исключительной собственности;

- вывить признаки нарушения и понятие защиты авторских прав на музыкальные произведения, использованных в предпринимательской деятельности;

- исследовать специфику применения гражданско-правовых способов защиты авторских прав на музыкальные произведения,;

- изучить особенности реализации судебного порядка защиты авторских прав на музыкальные произведения;

В качестве методов, используемых при исследовании, выступают сравнительно-правовой метод, метод структурного анализа, синтеза, методы индукции и дедукции.

Курсовая работа включает в себя введение, две главы, содержащие по три параграфа, а так же заключение и список использованной литературы.

 

1. Понятие музыкальных произведений как объекта права исключительной собственности и правовое регулирование отношений по его созданию, использованию и охране

1.1 Музыкальные произведения как объект права исключительной собственности: понятие, признаки, формы и виды

Авторское право закреплено в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации[1] и в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, на основании которых признается авторство и возникают гражданско-правовые отношения по охране произведений науки, литературы и искусства, наделению авторов этих произведений имущественными и неимущественными правами, защите прав авторов и иных правообладателей, а также, определению режима использования авторских продуктов. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ любое творческое произведение может быть защищено авторским правом, независимо от его достоинства и назначения. Однако, стоит отметить, что правовая защита данному произведению может быть предоставлена только в случае выражения его в какой-либо объективной форме[2].

Одна из наиболее значимых непосредственно не освещенных законодателем проблем, сопряженных с музыкальными произведениями как специфическими объектами авторского права, считается установление понятия самого «музыкального произведения». В соответствии с ч.4 ГК РФ музыкальное произведение считается объектом авторских прав, легальное определение, которого отсутствует. Нужно отметить, что официально подтверждённое и установленное понятие музыкального произведения не представлено не только на национальном уровне, но и на международном уровне данное определение нигде не закреплено

Для того, чтобы непосредственно выразить определение «музыкального произведения», обратимся к помощи метода познания.

Метод обретает собственный отклик в формулировке единых признаков музыкального произведения и следующих из них полноценного определения.

В соответствии со ст. 1257, п. 3 ст.1259 ГК РФ можно отметить два квалифицирующих показателя музыкального произведения, которые являются объектом авторского права:

  • музыкальное произведение всегда должно представлять собой результат творческой деятельности;
  • музыкальное произведение должно быть выражено в объективной форме.

Признаком творческого нрава считается уникальность и новизна музыкального произведения, и как отмечает арбитражная практика, исключительные права не распространяются на произведения, в содержании которых имеются неоригинальные элементы.[3] В соответствии с п. 3 ст. 1259 ГК РФ в широкий список объективных форм произведения также входят:  устная (публичное исполнение), письменная (нотная запись), аудио- и видеозапись.

В юридической литературе было сделано много попыток дать определение понятию «творчество», но юристы остановились на том, что творчество следует рассматривать как человеческую деятельность, порождающую нечто качественно новое, интересное, уникальное и отличающееся своей оригинальностью и уникальностью[4].

И поскольку, помимо ссылок на оригинальность и новизну, нет четких критериев для проведения различия между творческими произведениями и широкой публикой, можно сделать вывод, что авторское право подразумевает присутствие творчества в любом произведении. Для того чтобы музыкальное произведение приобрело характер объекта авторского права и общественного значения, оно должно быть воплощено в объективной форме.

В случае, если расценивать музыкальное произведение с правовой позиции и установить понятие формы, в таком случае, форма представляет собой внешнее выражение мыслей и идей автора произведения. Форма, в главную очередь, не сам образ написания произведения и характерные черты его структуры, а непосредственно способ воплощения, то есть окончательный итог процесса создания либо исполнения подобной работы. Как следствие, доведение музыкального произведения доступным не только авторам, но и иными личностями и считается основным предназначением формы музыкального произведения.

Объективная форма произведения, по мнению Д.Г. Макарова, «является способом его выражения, что также является признаком охраны произведения».

Из этого следует, что формы музыкального произведения - это музыкальная нотация, перформанс, фонограмма или аудиовизуальное произведение. Изначальной и основной формой такого рода произведения является музыкальная нотация. Однако, в связи с развитием компьютерных технологий, классическая бумажная заметка практически не используется, что позволяет избежать этого трудоемкого процесса.

Раздел I. Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. [с учетом поправок, одобренных в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020г.]  // Российская газета. – 2020. – №115. – Ст.44.
  2. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 14.12.2021)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. от 01.07.2021) - URL: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(дата обращения: 12.12.2021)
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/(дата обращения: 10.12.2021)
  5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 14.12.2021)
  6. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах" // "Российская газета" от 3 августа 1993 г. (Утратил силу)

 

Раздел II. Литература

  1. Абрамова, H. Аверченко H.H., Байгушева Ю.В. Гражданское право. Учебник / 7.         Абрамова, E.H.  Аверченко H.H., Байгушева Ю.В.; под ред. А.П. Сергеева. –  Санкт-Петербург РГ Пресс, 2015. – 1 т.
  2. Абрамов А. М., Беспалько В. Г., Жданов С. П., Завьялов Н. В., Карпеченков М. Ю., Крайнов А. А. Административная и уголовная ответственность за посягательства на интеллектуальную собственность /Абрамов А. М., Беспалько В. Г., Жданов С. П., Завьялов Н. В., Карпеченков М. Ю., Крайнов А. А . – Москва: Российская таможенная академия, 2014.  – 160 с.
  3. Алексеев С. С., Васильев А. С., Голофаев В. В. и др. Комментарий к ГК РФ (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный)/Алексеев С. С., Васильев А. С., Голофаев В. В. – Екатеринбург: Проспект, 2009. – 1504 с.
  4. Артемьева Ю.А., Ермакова Е.П, Ковыршина Н.А., Русакова Е.П. Способы разрешения споров в разносистемных правопорядках. Учебное пособие. / Артемьева Ю.А., Ермакова Е.П, Ковыршина Н.А., Русакова Е.П. –  Москва: Инфотропик, 2017. – 423 с.
  5. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие/ Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. –  Москва, 1999. – 417с.
  6. Беспалько В. Г., Бабаш Е. В., Михайлович С. И. Развитие положений права интеллектуальной собственности о свободном публичном исполнении музыкальных произведений / Беспалько В. Г., Бабаш Е. В., Михайлович С. И. – Москав:Молодой ученый, 2018. – 107 с.
  7. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. / Близнец И.А., Леонтьев К.Б. – Москва: Юрайт, 2011. – 374 с.
  8. Гаврилов Е.П. Оригинальность как критерий защиты объектов авторским правом. [Электронный ресурс] / Е.П. Гаврилов // Российская библиотека интеллектуальной собственности. - URL: http://www.rbis.su/article.php?article=434/ (дата обращения: 20.12.2021).
  9. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный)/ Гаврилов Э.П., Еременко В.И. –  Москва, 2009. – 978 с.
  10. Гражданское право России: Учебник. Ч. 3. / Под ред. З.И. Цыбуленко. – Москва: Юристъ, 2015. – 689 с.
  11. ЕрмаковаЕ.П. Альтернативноеурегулирование споров в сфере интеллектуальной собственности/ Ермакова Е.П. –  Москва: Московский юрист, 2012. – 272 с. 
  12. Иванов Н. В. Авторские и смежные права в музыке: Учеб. - практ. пособие / Иванов Н. В., А. П. Сергеева. –  Москва: Проспект, 2009. – 176 с.
  13. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. / Ионас В.Я. – Москва, 1972. – 104 ст.
  14. Кован Д. В. Авторские права на музыкальные произведения и их защита по гражданскому праву Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.03 / Кован Д.В.; [Место защиты: Рос. акад. правосудия] . –Москва, 2011. – 56 с.
  15. Козлов М. А. Свободное использование произведения учреждением культуры : юридический практикум / М. А. Козлов // Справочник руководителя учреждения культуры, 2011. – 218 с.
  16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева. – Москва, 2016. – 1262 с.
  17. Лопатин В.Н. Аудиовизуальное произведение и сообщение передачи в эфир: вопросы защиты интеллектуальных прав /       Лопатин В.Н.  –  Москва, 2017. – 231 с.
  18. Макагонова Н. В. Авторское право / Макагонова Н. В. –  Москва, 1999. – 360 с.
  19. Мерзликина Р. А., Юмашев А. С. Современный взгляд на определение понятия музыкального произведения как объекта авторского права/ Мерзликина Р. А., Юмашев А. С.; Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2011. – 210 с.
  20. Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество». Положение о порядке учета правообладателей, регистрации произведений и прав на них - URL: // https://rao.ru/about-rao/documents/polozhenie-o-poryadke-ucheta-pravoobladatelej/(дата обращения: 14.12.2021)
  21. Рожкова М. А. Интеллектуальная собственность /     Рожкова М. А. – Москва: Проспект, 2014 - URL: https://rozhkova.com/books_text/IP-law.pdf (дата обращения: 17.12.2021)
  22. Свиридова Е. А. Правомерное использование музыкального произведения без согласия правообладателя / Свиридова Е. А.; Образование и право, 2017. – 104 с. 
  23. Силонов И. А. О правовом статусе аудиовизуального произведения, видеозаписи концерта (спектакля) и телепрограммы / Силонов И. А. – Москва: Копирайт, 2013. – 170 с.
  24. Ситдикова Р.И. Добросовестность в защите авторского права / Р.И. Ситдикова; Законы России. – Москва, 2013. – 53 с.
  25. Смирнов И. Е. О понятии музыкального произведения как объекта авторского права /Смирнов И. Е; Ленинградский юридический журнал. – Санкт-Петербург, 2015. – 120 с.
  26. Стопп Д. Музыка как источник дохода / Стопп Д. – Москва: ВИПО, 2013. – 292 c.
  27. Суханов, Е.А. Гражданское право учеб. пособие для студентов / Е.А. Суханов. –Москва: Волтерс Клувер, 2009. – 390 с.
  28. Хатаева М. А. Проблемы правовой регламентации личных неимущественных прав авторов в Российской Федерации / Хатаева М. А.  – Москва: Адвокат, 2012. –108 c.
  29. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения/ Шершеневич Г.Ф. –  Казань, 1891. –  110 с.
  30. Юмашев А.С. Проблема определения музыкального произведения как объекта авторских прав / Юмашев А.С. // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета.  – Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. –  240 с.

 

Раздел III. Судебная практика

  1. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 85-КГ14-8, от 11 ноября 2014 г. № 85-КГ14-7. - Документ опубликован // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 5 февраля 2014 г. по делу № А12-12748/2013. - Документ опубликован // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 № 47 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – Москва, 1999.  № 11. 44 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Гражданское право
2015 год 35 стр.
Курсовая Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений
asyamolova
Курсовая работа Гражданское право
2014 год 41 стр.
Курсовая Сделки в гражданском праве
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2016 год 39 стр.
Курсовая Органы управления акционерного общества
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское