Актуальность выбранной темы заключается в том, что стремительные изменения в России и во всем мире в конце XX - начале XXI века и связанные с ними положение граждан страны, состояние общества и государственных институтов, а также международных отношений обусловили широкий интерес к проблемам национальной и международной безопасности.
Формирование такой политики в России в XXI веке - это интеллектуальный вызов для дипломатов, ученых, военных экспертов, всех специалистов сферы обеспечения безопасности. Острота и специфика содержания и смысла этого вызова обусловлена помимо всего прочего новыми подходами США к своей безопасности, к международным отношениям и международному праву в целом.
Важными этапами в концептуальном осмыслении политики национальной и международной безопасности явились такие государственные документы как Закон «О безопасности» 1992 года, Конституция Российской Федерации 1993 года, Концепция внешней политики РФ 1993 года, Основные положения военной доктрины 1993 года, Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1996 года, Концепция национальной безопасности РФ 1997 года, Военная доктрина РФ 1998 года, Концепция национальной безопасности РФ 2000 года, Концепция внешней политики РФ 2000 года, ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, официальные выступления трех президентов РФ – Б.Ельцина, В.Путина и Д.Медведева. В конце 2002 года Президент РФ дал указание Совету безопасности РФ подготовить Стратегию национальной безопасности РФ, которое, однако, до сих пор не выполнено.
В 2000-2008 годы особенно заметно проявился структурный кризис систем как международной, так и национальной безопасности. Стала очевидной коренная, органическая неадекватность этих систем новым вызовам и угрозам наступившего ХХI века. Это делает еще более актуальным переосмысление методологических и концептуальных основ безопасности, диктует необходимость переоценки ресурсов и механизмов ее обеспечения, выявления и артикуляции национальных интересов, четкой расстановки приоритетов внутренней и внешней политики. В эти годы набрал силу ряд новых явлений, которые в середине 90-х годов проявлялись не столь очевидно, как сейчас. Имеются в виду такие явления, как глобализация; кризис национальной идентичности, поразивший не только Россию, но и такие страны, как США, Германия, Франция; кризис глобального управления; международный (а более точно - транснациональный) терроризм; возрождение и натиск мирового ислама; деградация ООН и других международных организаций и др. Все эти явления «накладываются» на проблемы национальной и международной безопасности и требуют своего осмысления и анализа.
Рассматриваемая в данной курсовой работе проблема частично разработана в работах учёных. В своем исследовании мы опирались на научные результаты в области национальной безопасности, представленные в работах: А.Г. Арбатова, Р. Багирова, В.В. Багирова, В.В. Барабина, Н.. Ващекина, В. Дворкина, В.А. Золотарева, С.В. Кортунова, В. Петрова.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению национальной безопасности России и проблеме её укрепления, на современном этапе политологической науки остаются открытыми многие вопросы.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Национальная безопасность России и проблема её укрепления».
Объект исследования – международные отношения России.
Предмет исследования – национальная безопасность России.
Цель исследования – изучить национальную безопасность России и проблему её укрепления.
Задачи исследования:
- Проанализировать понятие «национальная безопасность».
- Рассмотреть основные составляющие национальной безопасности.
- Раскрыть вопрос о национальной безопасности России.
Методология и методика исследования. Многогранность и сложность исследуемой темы обусловили использование системного, структурно-функционального, институционального, синергетического, сравнительного и исторического методов.
Структура работы определяется поставленными задачами, включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1. Понятие национальной безопасности
В. И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность».
По мнению С. И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».
Безопасность является важнейшей целью и фундаментальной потребностью как отдельного человека, так и различных сообществ людей. Еще в глубокой древности проблема безопасности родилась как особое общественное явление, которое укреплялось и расширялось по мере возрастания угроз и опасностей для граждан не только со стороны внешних врагов, но и со стороны государственных чиновников и богатой необузданной знати. Эта проблема оставалась одной из важнейших задач и функций общества, государства, семьи и личности.[1]
Безопасность в современной российской и западной научной литературе трактуется под углом зрения различных подходов. В психологической - как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных интересов людей; в юридической - как система установления законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод; в философско-социологической - как состояние тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости
Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определенная опасность или возможность ее возникновения. Поэтому в понятие безопасности включают способности общества противостоять возможным угрозам.
Опасность - это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба интересам общества.
По мнению В. Дворкина, иногда понятия «опасности» и «угрозы» отождествляют, считая различия между ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба. Это значит, что она может существовать, а угрозы не будет, и только в определенных условиях опасность может достичь характера угрозы.[2]
Угроза - это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам.
Ее характеризуют четыре важнейших признака. Во-первых, это динамическая возросшая опасность. Во-вторых, демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба. В-третьих, угроза понимается как намерение одних субъектов причинить ущерб другим. В-четвертых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность.
Национальная безопасность как важнейшая составляющая общей системы безопасности непосредственно связана с экономическим, социально-политическим и духовным развитием страны, ее местом и ролью в глобальных межгосударственных отношениях. Опыт XX столетия свидетельствует, что общество не застраховано от роста регрессивных процессов, хаос и распад - наиболее вероятные состояния спонтанного развития, а стабильность, устойчивость и порядок, напротив, требуют сознательных, специальных и целенаправленных усилий. В этой связи, учитывая нынешнее кризисное время, и представляет значительный интерес более детальное рассмотрение понятия «национальная безопасность» применительно к новым геополитическим реалиям.
[1] Дворкин В. К вопросу о формировании политики национальной безопаснсоти. // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 12, с. 25
[2] Дворкин В. К вопросу о формировании политики национальной безопаснсоти. // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 12, с. 27