ВВЕДЕНИЕ.
1. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.
1.1 Экономическая сущность эффективности деятельности.
1.2 Классификация доходов, расходов и прибыли коммерческого банка.
1.3. Основные показатели оценки эффективности деятельности банка, критерии их оптимальности, границы и противоречия.
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК».
2.1 Характеристика положения ПАО «Сбербанк» в банковской системе России и на сегментах финансового рынка.
2.2. Оценка основных экономических показателей Сбербанка.
2.3. Расчёт и анализ показателей эффективности деятельности Сбербанка за период 2019-2021 гг.
2.4. Проблемы и пути повышения эффективности деятельности коммерческого банка ПАО «СБЕРБАНК».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список использованной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Актуальность исследования. В настоящее время в финансовой системе происходят серьезные структурные изменения, которые, несомненно, касаются деятельности кредитных организаций. Текущий этап экономического развития можно охарактеризовать как период глубоких преобразований в банковском секторе, появилось множество нововведений в методах управления и в организации работы банков. В то же время увеличиваются риски, связанные с банковскими операциями. Поэтому управление качеством работы, эффективностью становится важным элементом надежной работы коммерческих банков.
Эффективность банковской системы и экономики в целом напрямую зависит от грамотной и эффективной работы коммерческих банков. С этой точки зрения для социальной и финансовой стабильности страны очень важно разработать механизм анализа эффективности банков, который направлен на выявление проблем в их деятельности на ранних этапах. В современных условиях, чтобы обеспечить стабильность банка и эффективное управление его операциями, успешный менеджер должен оценить реальное финансовое состояние коммерческого банка.
Кроме того, объективная информация о финансовом положении кредитной организации необходима Банку России и Министерству финансов Российской Федерации, которые контролируют деятельность всех российских коммерческих банков (и не только банков). Эта же информация будет интересна общественности, например вкладчикам, акционерам, обычным гражданам, поскольку их финансовые операции осуществляются кредитными организациями.
Цель работы состоит в анализе и разработке мер, способствующих повышению оценки эффективности деятельности коммерческого банка на примере Сбербанка России.
Поставленную цель предлагается решить с помощью задач исследования:
- Рассмотреть теоретико-методологические аспекты оценка эффективности деятельности коммерческого банка;
- Провести анализ практики оценки эффективности деятельности коммерческого банка на примере ПАО «Сбербанк»;
- Разработать пути повышения эффективности деятельности коммерческого банка ПАО «Сбербанк».
Объект исследования – Сбербанк РФ.
Предметом является экономическая эффективность банка.
Источники исследования. К наиболее известным трудам в области анализа финансового состояния коммерческого банка можно отнести работы таких отечественных авторов, как Е.П.Жарковская, А.М.Тавасиев, Т.С.Шульгина, Е.Ф.Жукова, О.М.Маркова, Ю.А.Бабичева, Г.Г.Фетисов, А.Д.Шеремет,Л.П.Белых, Г.С.Пановаидр.Внутренние документы и годовая финансовая отчетность ПАО «Сбербанк» отражают характер деятельности данного коммерческого банка и позволяют провести анализ финансового состояния.
Для решения обозначенных задач использовались методы экономического, сравнительного, структурного и факторного анализа, а также методы моделирования, научного научной абстракции, причинно-следственных связей, системного анализа, экспертных оценок и пр.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1.3. Основные показатели оценки эффективности деятельности банка, критерии их оптимальности, границы и противоречия
Методы, используемые для оценки банковской эффективности можно разделить на три группы (рисунок 1.2):
Рисунок 1.2 – Классификация методов оценки эффективности деятельности банка[8]
Каждый из данных методов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому приемлемость их применения определяется конкретной ситуацией, а именно, субъектом оценки, потребителем информации, для оценки и тому подобное. И в первую очередь выбор метода оценки эффективности деятельности банка определяется целью такой оценки. Можно обозначить три основных источника необходимости в информации об эффективности деятельности банка.
Во-первых, оперативное управление и контроль за деятельностью банка, осуществляется высшим или средним менеджментом. Как правило, в данной ситуации пользуются информацией об отдельных аспектах функционирования банка. Во-вторых, стратегическое управление банком, осуществляется его высшим руководством и для чего необходима оценка банковской деятельности в целом, а не отдельных ее аспектов. Хотя, в тоже время, данная система комплексной оценки должна помогать выявлять слабые и сильные стороны исследуемого объекта.
И, в-третьих, внешние группы интересов ЦБ РФ государственные организации, потенциальные клиенты, будущие инвесторы и тому подобное. Причем данную группу можно разбить на две. В первую входят клиенты, инвесторы, то есть те физические или юридические лица, непосредственно сотрудничают с банком и для которых эффективность деятельности последнего является залогом собственной успешности. К другой группе можно отнести те организации, осуществляющие внешний контроль за функционированием, как отдельных банков, так и банковской системы в целом и которые только анализируют, регулируют и контролируют деятельность последних[12].
Следовательно, можно определить четыре группы пользователей информации об уровне эффективности деятельности банков: средний менеджмент, обеспечивающий оперативное управление; владельцы и высшее руководство, осуществляющие стратегическое управление; государственные организации, контролирующие и регулирующие деятельность банков; клиенты, которые сотрудничают с банком.
Каждая из указанных групп предполагает использование различных методов для оценки эффективности банковской деятельности. И поэтому уровень эффективности функционирования одного и того же банка в данном случае с точки зрения различных заинтересованных групп может резко отличаться. Рассмотрим более подробно требования вышеупомянутых групп потребителей.
Управленческий персонал банка является одним из основных потребителей информации об эффективности его деятельности.
Имея доступ к внутренней, более подробной информации, менеджеры должны влиять на различные факторы и решения, которые влияют на работу банка в целом. Например, необходимо отслеживать динамику деятельности банка при изменении организационной формы или при внедрении новых информационных технологий. Кроме того, анализ эффективности должен позволять сравнивать различные сферы деятельности Банка, расставлять приоритеты и устранять недостатки. Для этого они часто используют финансовые коэффициенты, технико-экономические показатели, частичные показатели производительности труда и т. д. Как абсолютный индикатор эффективности, прибыль не может выполнить роль идеального показателя, и поэтому необходим анализ относительных коэффициентов[6].