Дипломная работа|Экономическая география и регионалистика

Региональная политика обеспечения экономического роста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 44

Цена: 1 990
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы реализации региональной политики обеспечения экономического роста

1.1. Регион как субъект хозяйствования и управления

1.2. Региональная политика обеспечения экономического роста: приоритеты и принципы реализации

Глава 2. Анализ региональной политики обеспечения и поддержания экономического роста в Саратовской области

2.1. Тенденции

2.2. Анализ системы управления региональной экономикой и реализации политики обеспечения экономического роста в Саратовской области

Глава 3. Направления совершенствования реализации региональной политики обеспечения экономического роста

Заключение

Список использованной литературы

 

В последние годы роль регионального управления в общей системе государственного управления значительно выросла. Это связано с тем, что именно через регионы формируется общее руководство государством в целом. Региональное управление выступает в качестве проводника общероссийских интересов с учетом спецификации каждого субъекта.

Для эффективного функционирования, субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, должен обладать всеми необходимыми полномочиями в финансово-экономической и политико-правовой сферах.

Все актуальные жизнеобразующие проблемы населения решаются в субъектах Федерации. А за положение дел в регионе основную ответственность как перед населением, так и перед федеральным центром несут органы регионального управления.

Сущность регионального управления приравнивается к управлению в рамках какой- либо конкретной территории или полноценного субъекта Российской Федерации, будь то территория республики, края, области, автономного округа и области, а также городов федерального значения. Данное понятие дефиниции «региональное управление» принято считать базовым. При этом следует учитывать, что правовое, организационное, финансово-организационное обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в административных границах субъектов РФ.

Важнейшей целью регионального управления является увеличение степени удовлетворенности социально-экономических потребностей населением, проживающим на территории определенного региона, используя подход комплексного стратегического развития, что и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Целью работы является изучение особенностей региональной политики обеспечения (и поддержания) экономического роста.

Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть регион как субъект хозяйствования и управления;

- изучить региональную политику обеспечения экономического роста: приоритеты и принципы реализации;

- выявить тенденции социально-экономического развития Саратовской области;

- провести анализ системы управления региональной экономикой и реализации политики обеспечения экономического роста в Саратовской области;

- разработать направления совершенствования реализации региональной политики обеспечения экономического роста.

В работе использованы логические методы исследования (аналитические таблицы, детализация, отбор системы показателей) и формализованные приемы (традиционные статистические способы обработки данных).

Структура работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы реализации региональной политики обеспечения экономического роста

1.1. Регион как субъект хозяйствования и управления

Социально-экономическое развитие территорий во многом определяется состоянием экономики, его социальной сферы, входящими в их состав муниципальных образований, так как именно этот уровень власти осуществляет предоставление основных услуг населению, обеспечивает комфортными условиями проживания, что характеризует рост уровня и качества жизни населения.

Переход к устойчивому развитию для России в целом и для каждого из ее субъектов в настоящее время является актуальной задачей. Современные исследователи обращаются к углублению теоретико-методологических основ развития социально-экономических систем территорий, а также к поиску новых факторов, которые способны оказывать влияние на развитие муниципальных образований.

Система стратегического управления муниципальным образованием представляет собой часть общего управления и включает в себя следующие составные части: получение, анализ и оценка необходимой информации; выработка и принятие решений и организация их выполнения; анализ полученных результатов и внесение корректировок в ход дальнейшей работы. Указанные составные части в отличие от текущего управления нацелены на решение глобальной задачи управления. Помимо определения видения, миссии и целей каждая стратегическая программа включает в себя характеристику потребности в ее разработке, описание места программы в общей или функциональной стратегии, формулировки общей цели и целей подсистем (участников программы), описание взаимосвязей подсистем и ресурсов, необходимых для реализации программы и т.д.

Развитие процессов экономической реформы вызвало необходимость формирования новой идейно-экономической среды, которая, в свою очередь, обусловила развитие региональной экономики на новой методологической основе.

Центр экономической реформы сместился в регионы, так как общественно-экономическая трансформация затронула наиболее глубинные процессы экономики предприятия и социальную систему, которые привязаны к конкретным регионам. Экономическая трансформация коснулась многих сторон функционирования региона как сложного социально-экономического организма, который даже в условиях плановой экономики региона никогда не руководствовался неким единым критерием в выборе экономического поведения, а в условиях рыночной экономики изменились правила поведения практически всех субъектов экономической жизни региона.

Экономика хозяйственных систем направлена на реализацию своих внутрифирменных целей и руководствуется внутрифирменными критериями принятия решений.

Регион стал субъектом федерации и самостоятельно принимает экономические решения, проводит определенную экономическую политику на своей территории, строит свои экономические взаимоотношения с федеральным центром и муниципальными образованиями. Коренным образом изменилась система пространственного распределения ресурсов.

Происходящие процессы обусловили изменения как на микроэкономическом уровне, в поведении фирм, так и на макроэкономическом уровне.

Понятие «регион» включает в себя несколько составляющих.

Географическая. В экономической географии понятие «регион» (от лат. regionis - «область») означает то же, что и «район».

Экономическая. Для экономики наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического регулирования, места в региональном разделении труда, функционирования рынков (средств производства, недвижимости, финансов, потребительских  товаров  и  услуг  труда и др.), типичности социально-экономических проблем и т. п. Поэтому в экономической науке в настоящее время сложилось представление о регионе как о самоуправляемой территории, то есть как о субъекте Российской Федерации.

Под регионом подразумевается субъект Российской Федерации - республика, край, область.

Под регионом следует понимать прежде всего территориальное социально-экономическое образование, основой которого является пространственная организация производительных сил, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса, который может и должен, как представляется, развиваться на собственной экономической базе.

Понимание региона в качестве субъекта хозяйствования предполагает учет условий, которые складываются в пределах данной территории.

К числу таких условий, как представляется, можно было бы отнести:

- экономическую целостность территории как основу хозяйственного комплекса;

- характер и степень развития внутренних  и  внешних  экономических связей, определяемых рыночными механизмами;

- общность экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории региона;

- возможность эффективного управления территорией.

На основании вышеизложенного можно дать следующее определение региона.

Регион - это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую составляющие, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона.

То есть регион - это сложное и комплексное явление, представляющее  собой целостную, пространственно-организованную форму жизнедеятельности как системы, которой присущи относительная обособленность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность единой цели, связи с внешней средой.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_164841/.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2018 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Абрамова И. А. Обоснование критерия оценки эффективности антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2018.- С. 96-98.

Акмалова А.А. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях: Лекция / А.А. Акмалова. - М.: РАГС, 2017. - 138 c.

Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И.В. Бабичев. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2016. - 528 c.

Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 280 c.

Баженов, О. И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / Баженова О. И. // Гос. власть и местное самоупр. – 2018. – № 3. – С. 31–35.

Балыхин А. Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / Балыхин А. Г. // Гос. власть и местное самоупр. – 2018. – № 1. – С. 12–16.

Басангова К.М. Арктическая транспортная система как фактор развития северных территорий./ К.М. Басангова.//Проблемы современной экономики.-№4.-2018.-с.56-58.

Васильева В.Б. Социально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования./ В.Б. Васильева.//Проблемы современной экономики.-№17.-2018.-с.48-51.

Волков В.А Проблемы обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и направления совершенствования законодательства по их решению / В. Волков // Муниципальная власть. – 2017. – № 6. – С. 22–27.

Выдрин И. В. Муниципальное право России: учебник / И. В. Выдрин. – 4-е изд., перераб. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2017. – 255 с.

Гаджиев Ю.А. Социально-экономическое развитие северных регионов России./ Ю.А. Гаджиев. Экономика региона.-№3.-2016.-с.24-28.

Герасимчук З. В., Абрамова И. А. Усовершенствование и конкретизация функций управления социально-экономическим развитием региона как элемент совершенствования регионального антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 196-199.

Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: Научно-практическое пособие / Е.М. Заболотских. - М.: Проспект, 2018. - 232 c.

Итоги ежегодного мониторинга развития местного самоуправления в РФ за 2011 год // Вопр. местного самоупр. – 2018. – № 1. – С. 4–6.

Ильин В. А. Методы преодоления пространственной социально-экономической дифференциации [Текст] / В. А. Ильин, Т. В. Ускова // Федерализм. – 2018. – № 3 (67). – С. 7–18.

Кабашов С.Ю. Организация общего и специального делопроизводства в органах местного самоуправления: Учебное пособие / С.Ю. Кабашов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 421 c.

Кодина Е. А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е. А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. – 2018. – № 2. – С. 13–22.

Курманов Э. Р. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в свете некоторых решений Конституционного Суда Российской Федерации / Курманов Э. Р. // Конституц. и муницип. право. – 2018. – № 12. – С. 54–58.

Лукьянова Н. И. Проблемы правового регулирования территориальной организации местного самоуправления / Н. И. Лукьянова // Практика муницип. упр. – 2017. – № 2. – С. 13–22.

Львов Н.П. Государственная политика. Социально-экономическое развитие Севера./ Н.П. Львов.// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.-№ 1.- 2016.-с.25-29.

Маринов А. А. Условия социально-экономического развития региона // Молодой ученый. - 2012. — №11. — С. 141-145.

Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий./Д.Е. Морковкин.//Экономика и управление.-№1.-2016.-с.4-10.

Муниципальное право: учеб. для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. – М.: Проспект, 2017. – 336 с.

Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. - 320 с.

Орлянская А.А., Ильяева Ю.М. Совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования./ А.А. Орлянская, Ю.М. Ильяева.//Государственное и муниципальное управление в ХХI веке: теория, методология, практика.-№19.-2016.-с.108-112.

Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения / Н.В. Постовой. - М.: Юриспруденция, 2016. - 112 c.

Салгириев Р.Р., Ахматов Т.Т. Комплексное планирование стратегии социально-экономического развития муниципального образования./ Р.Р. Салгириев, Т.Т. Ахматов.//Вестник Академии знаний.-№3.-2018.-с.25-28.

Сапожникова Т.А. Планирование и прогнозирование социально-экономического развития городов РФ до 2030 года./ Т.А. Сапожникова.//Экономика и управление.-№10.-2018.-с.50-57.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское