ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ
1.1. Коммутируемая телефонная связь
1.2. Базовые сведенья о технологии VoIP
1.3. Цифровое кодирование аналогового сигнала
1.4. Кодеки, используемые в IP-телефонии
1.5. Протоколы VoIP.
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ VoIP-СЕТЬ НА ПЛАТФОРМЕ ASTERISK.
2.1. Требования к системе и архитектура сети VoIP.
2.2. План нумерации абонентов
2.3. Программное обеспечение.
2.4. Аппаратное обеспечение.
2.5. Установка и начальная конфигурация ПО Asterisk
2.6. Обзор основных конфигурационных файлов.
2.7. Статическая и динамическая архитектуры реального времени
2.8. Диалплан Asterisk
2.9. Статистика вызовов и тарификация в реальном времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников.
Приложение 1. Настройка UNIX ODBC для работы с Asterisk
Приложение 2. MySQL-таблица sip_peers.
Приложение 3. PHP-скрипт добавления SIP-пользователей в БД.
Приложение 4. Фрагмент диалплана.
Приложение 5. PHP-cкрипт формирования отчета CDR.
Приложение 6. Демон тарификации реального времени
Телекоммуникации, в частности компьютерные сети и телефония, имеют очень большое значение для современного общества. В последнее время ярко выражена тенденция сближения различных видов сетей: глобальных и локальных компьютерных сетей, телекоммуникационных сетей других видов: телефонных, телевизионных, радиосетей. Технологическое сближение сетей обосновано цифровой передачей информации разного вида, методов коммутации и программирования услуг.
Настоящая дипломная работа выполняется по заказу предприятия речного транспорта - построению корпоративной сети IP-телефонии. IP-телефония (так же известна как VoIP – Voice Over IP) – вид голосовой связи, основанный на передаче аудиоинформации по цифровым каналам, использующим протокол IP. В настоящее время повсеместно наблюдается замена традиционных телефонных технологий технологиями IP.
Основное преимущество VoIP перед коммутируемыми телефонными сетями общего пользования (ТфОП или Public Switched Telephone Network, PSTN) – это низкая стоимость международных и междугородних звонков. В ряде случаев вызовы из сети VoIP абонентов ТфОП могут быть в разы дешевле, так как могут быть переданы по корпоративной IP-сети или через Internet, практически не попадая в каналы связи междугородных или международных операторов.
Так же, неоспоримым преимуществом IP-телефонии является отсутствие такого понятия как занятая линия. Абонент может принимать один вызов, не прерывая при этом другой, организовывать конференцсвязь, ставить вызовы в удержание.
Для корпоративных клиентов, не менее важной является возможность создания собственной корпоративной сети телефонной связи, построенной с использованием инфраструктуры существующей локальной вычислительной сети, объединения региональных филиалов в единую телефонную сеть с минимальными первоначальными капиталовложениями. Используя технологии VoIP, предприятие легко может организовывать различные дополнительные сервисы, такие как голосовая почта, парковка вызовов, многоканальные линии, перенаправление звонков и т.д., реализация которых с использованием традиционных технологий офисной телефонии требовала бы гораздо больших затрат на дорогостоящее специализированное оборудование. Стал более доступным глобальный роуминг с использованием технологий VoIP, так как для соединения абонента и сервера телефонии можно использовать сеть Internet, то нет жесткой географической привязки абонента.
VoIP – быстроразвивающаяся, актуальная технология, повышающая эффективность производства, бизнеса, которая в будущем сможет полностью заменить традиционную телефонию.
Цель дипломной работы – реализация комплексного решения корпоративной сети IP-телефонии на основе корпоративной локальной вычислительной сети предприятия.
Задачи данной дипломной работы:
- разработка и реализация архитектуры сети IP-телефонии между головным офисом и филиалами на основе корпоративной локальной вычислительной сети предприятия, с учетом возможности выхода абонентов в городские телефонные сети и в сети операторов сотовой связи;
- установка и настройка серверного и клиентского программного обеспечения (ПО), шлюзовых устройств, телефонных аппаратов (ТА);
- разработка ПО для контроля, управления, сбора статистики с серверов телефонии;
- реализация доступа к внутренней телефонной сети из внешних ТфОП;
- разработка ПО для контроля доступа и тарификации внешних абонентов, получающих лимитированный по времени доступ к VoIP-сети;
- реализация системы голосового меню;
- реализация системы голосовой почты.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ
-
Коммутируемая телефонная связь
Рассмотрим основы телефонных сетей общего пользования, понимание которых будет необходимым при взаимодействии систем VoIP c ТфОП.
Коммутируемая телефонная сеть (ТфОП, PSTN) – сеть голосовой связи, для работы в которой используются обычные телефонные аппараты, основанная на технологиях коммутации каналов. Основные компоненты сети: системы коммутации (СК), соединительные лини (СЛ), абонентские комплекты (АК). В ТфОП передача сигнализации (набор номера, сигнал вызова и т. д.) и сам разговор осуществляется по одной и той же линии связи от СК источника к СК адресата, таким образом, при сеансе связи занимаются каналы всех задействованных при соединении СК. Одна абонентская линия предоставляет возможность одного соединения в один момент времени. В качестве систем коммутации для абонентов, как правило, выступают автоматические телефонные станции (АТС), главная функция которых – автоматическая передача вызова от одного АК к другому, и обеспечивать установление и разрыв соединения между ними. В качестве абонентских линий (АЛ) используется медная пара. В качестве АК могут выступать простые телефонные аппараты, телефаксы, модемы.
По абонентским линиям между СК и АК передается голосовая информация, а так же информация сигнализации. Сигнализация обеспечивает возможность передачи служебной информации, необходимой для управления процессом соединения абонентов, контроля состояния линии и т.д. внутри телефонной сети, а так же между абонентами и сетью электросвязи.
В рамках данной работы представляет интерес лишь сигнализация по аналоговым абонентским линиям. В этом случае сигнализация представляет собой простой набор сигналов:
- линейные сигналы – замыкание (вызов станции или ответ), размыкание (отбой) абонентского шлейфа;
- сигналы управления (адресные) – декадный (импульсный) или частотный (тональный) набор номера;
- информационные акустические сигналы – ответ станции, занятость, сигнал вызова, контроль посылки вызова.
В исходном состоянии трубка находится на рычаге ТА, шлейф АЛ разомкнут. При поднятии трубки, шлейф замыкается, в линии возникает постоянный ток. АТС обнаружив замыкание шлейфа линии, подключает к ней оборудования для приема сигналов набора номера, абоненту посылается сигнал «контроль посылки вызова» (КПВ), предлагающий абоненту начать набор номера. При декадном методе набора сигналы передаются к АТС сериями шлейфных импульсов. При частотном методе – в виде тональных сигналов. После этого, в случае если вызываемый абонент свободен, АТС посылает ему вызывной сигнал, в противном случае вызывающему абоненту посылается сигнал занятости. Когда абонент отвечает на входящий вызов, поднимая трубку аппарата, замыкается шлейф его линии, что обнаруживается АТС и происходит соединение двух абонентов. Отбой абонентов сигнализируется размыканием шлейфа.
Физические параметры телефонной сигнализации регламентируются государственными органами управления связи и различны для разных стран. Это необходимо учитывать при планировании взаимодействия сетей VoIP и сетей ТфОП, необходимо выбирать оборудование, предназначенное для работы именно в той стране, где будет использоваться. В противном случае возможна некорректная работа при передаче сигнализации между сетями.
В телефонных сетях общего пользования для взаимодействия АК и СК по аналоговым линиям используются два типа интерфейсов – FXO и FXS.
FXO (Foreign Exchange Office) – станционное окончание, аналоговый голосовой интерфейс для подключения к телефонной станции. Для АТС оборудование FXO играет роль оконечного абонентского устройства. Транковые порты на станционных устройствах (мини-АТС, голосовые шлюзы) так же являются FXO-интерфейсами и используются для подключения к аналоговым линиям другого станционного оборудования. Интерфейс FXO обеспечивает набор номера в телефонную линию, занятие и освобождение линии, определение вызывного сигнала, приходящего от станционного оборудования.
FXS (Foreign Exchange Subscriber) – абонентская линия, аналоговый голосовой интерфейс для подключения абонентского устройства к станции. Интерфейс эмулирует работу телефонной станции, к которой подключается обычный телефонный аппарат. На голосовых шлюзах VoIP порты FXS обеспечивают подключение аналоговых телефонов к сети IP-телефонии. FXS-интерфейс обеспечивает питание телефонного аппарата, определение снятой или положенной трубки, распознавание сигналов набора цифр, формирование вызывного напряжения на телефонном аппарате при поступлении вызовов.
- Базовые сведенья о технологии VoIP
Основополагающим стандартом для построения сетей IP-телефонии стал предложенный Международным Союзом Электросвязи (International Communication Union, ITU) стандарт H.323, определяющий сетевые компоненты, протоколы и процедуры для организации мультимедиа-связи в сетях с коммутацией пакетов. Хотя протокол H.323 уже устарел, однако все современные варианты построения VoIP сетей основаны на базовой архитектуре, впервые описанной именно в H.323.
В стандарте определяются три основных компонента, которые вместе с сетевой инфраструктурой позволяют устанавливать двухстороннюю и многостороннюю аудио- и видеосвязь:
- Терминал или клиент – программа или оконечное устройство, являющееся источником и получателем потоков мультимедиа-данных и сигнализации. Это может быть мультимедийный ПК с соответствующим программным обеспечением, либо автономный IP-телефон.
- Шлюз (Gateway, GW) – оконечное устройство, обеспечивающее двустороннюю связь в реальном времени между терминалами, работающими в сетях с разными стандартами и протоколами. Например, шлюз для соединения сети H.323 с сетью PSTN.
- Привратник или гейткипер (Gatekeeper, GK) –не обязательный компонент, центр обработки вызовов внутри своей зоны. Зона – совокупность всех терминалов и шлюзов, под управлением GK. Он осуществляет такие функции как: преобразование адресов (внутренних адресов ЛВС и телефонных номеров в IP-адреса), управление доступом в сеть, управление полосой пропускания, управление процессом установки соединения, авторизация соединения, управление вызовами.
Таким образом, в решениях IP-телефонной связи можно выделить две основных топологии – это «клиент-клиент» и «клиент-сервер».