Введение
- Понятие и источники международного экологического права
- Международная правовая охрана окружающей среды
2.1 Возникновение и развитие международного экологического права
2.2 Принципы международного права окружающей среды
2.3 Рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды
2.4 Концепция экологической безопасности
2.5 Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду
3.Международные правовые средства охраны атмосферы земли, околоземного и космического пространства, природы мирового океана, животного и растительного мира, окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами
3.1 Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства
3.2 Международно-правовая охрана Мирового океана
3.3 Международно-правовая охрана животного и растительного мира
3.4 Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами
- Участие общественности в решении проблем охраны природы
4.1 ГРИНПИС (GREEN PEASE)
4.2 Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF)
Заключение
Литературы
Международное сотрудничество в области окружающей среды является разнообразным по формам и направлениям его реализации. В качестве форм сотрудничества можно выделить соглашения о сотрудничестве международных организаций, взаимное представительство государств в их руководящих органах и на международных конференциях, международные договоры по вопросам окружающей среды, осуществление практических мер, например, по созданию международных заповедников. Разнообразны и результаты сотрудничества, к наиболее значимым из которых следует отнести создание международных норм в области охраны окружающей среды как юридически обязательного (императивного), так и рекомендательного характера, разработку программ сотрудничества по различным вопросам охраны окружающей среды и др.
Следовательно, проблема охраны окружающей среды не является проблемой отдельных стран или отдельного региона, а выходит за рамки национальных границ и приобретает глобальный характер, что в свою очередь предопределяет активизацию международного сотрудничества при решении экологических проблем.
Именно, глобальные меры, которые принимаются и которые будут приниматься в целях смягчения и решения экологического кризиса, должны основываться на договоре заинтересованных государств, так как они реализуются в рамках отдельных государств.
Современный опыт показал, что меры предосторожности, которые предпринимаются в отдельных государствах по охране окружающей среды, являются недостаточными для защиты от вредных последствий все более интенсивной эксплуатации природы человеком. Эффективная охрана окружающей среды требует сотрудничества государств с учетом интеграции и глобализации условий жизни людей. В этом контексте создается новая цивилизация с новыми проблемами, которые требуют новых путей и методов решения. Международное экологическое сотрудничество, отмечает Данилло Ж. Маркович, можно рассматривать в нескольких аспектах: правовом, экономическом, военном, цивилизационном и т.д. Однако, не взирая на то, в каком аспекте рассматривается это сотрудничество, оно должно осуществляться с учетом всех остальных аспектов.
При этом необходимо иметь в виду, что осуществление экологического сотрудничества тесно связано с соблюдением прав человека. На это было обращено особое внимание при подготовке конференции ООН по охране окружающей среде, когда Генеральная Ассамблея ООН подчеркнула в своей резолюции значение сохранения окружающей среды не только для физического, но и для духовного и общественного благосостояния человека, для защиты его достоинства и соблюдения его основных прав.
Несмотря на все большее понимание необходимости двустороннего и многостороннего сотрудничества как условия эффективной охраны окружающей среды, отдельные государства по-разному относятся к экологическому сотрудничеству. Подход отдельных стран к международному сотрудничеству обусловлен как характером их общественно-экономического устройства, так и целями которые они стремятся осуществить в национальном и международном масштабах. Особенно большие различия в подходе вызывает вопрос о том, является ли земля источником загрязнения окружающей среды или непосредственно сама земля подвергается загрязнению.
В сущности международное сотрудничество по охране окружающей среды и его цели не являются нейтральными ни идеологически, ни политически.
Международное сотрудничество в целях охраны и улучшения окружающей среды осуществляется как в рамках ООН, так и региональных союзов, а также континентального сотрудничества отдельных государств. Эти и другие формы сотрудничества, которые имеют свою специфику, показывают следующее: несмотря на существование концепции об окружающей среде и ее охране, все еще недостаточен рост осознания значимости экологических проблем и обязательств отдельных стран и всего человечества по сохранению окружающей природной среды.
Чтобы режим охраны окружающей среды был эффективным, проблемы окружающей среды должны адресоваться на соответствующий уровень. Например, глобальное загрязнение, озоновое истощение, многие проблемы загрязнения морской среды, защита генетического разнообразия воздействуют на все человечество в целом. Значит, никакая нация или даже несколько наций вместе не смогут самостоятельно успешно решить их. Эти проблемы должны решаться с использованием механизмов международных конвенций, так как взаимное соглашение между государствами представляется наилучшим средством для выяснения цели, прав и обязанностей членов международного сообщества. При этом большинство этих сложных проблем может потребовать серии соглашений, осуществления определенных совместных действий, принятия во внимание преимуществ «рамочных» соглашений и т.д.
В связи с решением глобальных проблем и потребностью в достижении единства общеобязательного поведения государств возникает «необходимость в создании международных универсальных организаций, обладающих элементами наднациональности».
ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.
Все источники международного экологического права принято подразделять на два вида:
закрепляющие действующие международно-правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова ("твердое", то есть обязательное право);
содержащие необязательные правила, нуждающиеся в особом характере и способах имплементации, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом ("мягкое", то есть рекомендательное право).
Источники "твердого" права в свою очередь, делятся на международные договоры, международно-правовые обычаи и принятые единогласно резолюции авторитетных международных организаций, прежде всего ООН.
Международные договоры могут быть как многосторонними, так и двусторонними. При этом многосторонние международные договоры делятся на универсальные и региональные (субрегиональные). Предметом регулирования любого из них могут являться либо общие вопросы защиты окружающей среды, либо защита отдельных объектов Мирового океана, атмосферы, Земли и околоземного космического пространства.
По состоянию на сегодняшний день практика государств выработала три основных подхода к решению экологических проблем посредством заключения международных договоров. Первый подход получил название "превентивного" и связан с устранением барьеров в виде государственных границ в части принимаемых эколого-ориентированных решений (примером может служить, так называемая, Северная конвенция о защите окружающей среды 1974г., в которой участвуют Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция).
Суть второго подхода заключается в принятии юридически обязательных для государств решений прямого действия наднационального характера (в качестве примера может служить практика Европейского Союза).
Наконец, третий подход, так называемый Венский тип, берущий начало от Венской конвенции по защите озонового слоя 1985г., предполагает выработку и принятие рамочных соглашений под эгидой международных организаций. Новыми примерами такого вида соглашений являются принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г. Конвенция о биологическом разнообразии, которая, хотя и не называется рамочной, но в действительности является таковой, и Конвенция об изменениях климата.
Все три подхода обладают своими привлекательными чертами в глазах различных групп государств. Первый подход наиболее приемлем на субрегиональном уровне, позволяя сконцентрировать усилия ограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичные экологические трудности. Второй - требует принятия юридически обязательных правил и норм поведения государств, но не должен рассматриваться как своего рода ограничение государственного суверенитета. При этой процедуре государства, осуществляя на практике свои суверенные права, делегируют часть своей суверенной компетенции наднациональному органу, как они это часто делают при вступлении в Международные межправительственные организации. Одновременно это позволяет государствам даже расширить область своего суверенитета за счет аналогичных действий со стороны других стран, являющихся членами таких органов и организаций. Третий подход в наибольшей степени отвечает интересам тех государств, которые желают сохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае так называемый "международный интерес" представляет та или иная международная организация, служащая в качестве форума для проведения соответствующих переговоров. С помощью своих относительно широких формулировок и условий рамочные соглашения обеспечивают необходимую базу для взаимодействия и сотрудничества максимально возможного числа государств с различными политическими и экономическими системами. А как первый шаг кооперирования усилий они позволяют незамедлительно приступить к исследованиям и мониторингу, имеющим исключительно важное значение, так как именно четкие научные данные о тех или иных экологических явлениях и последствиях дают возможность переходить на уровень принятия государствами конкретных более детальных обязательств. Достигнутые результаты научно-технического сотрудничества позволяют вычленить наиболее актуальные направления для взаимодействия и детально разработать механизм их осуществления в приложениях и протоколах, становящихся неотъемлемой частью рамочного соглашения. Особой чертой этого третьего подхода является также и то, что он направлен главным образом на "управление" исчезающими природными ресурсами, а не на выработку общих принципов международного права. Иными словами, он носит более прагматический характер и требует от государств не заявлять о своей приверженности общим принципам международной защиты окружающей среды, а предпринимать конкретные меры, направленные на восстановление и поддержание того или иного природного ресурса.