России в первой четверти 19 века удалось значительно прогрессировать в русской культуре. Это сопровождалась усовершенствованием просвещения, науки и литературы, в которых стало отражаться самосознание народа и первые демократические начала, в эти годы укреплявшиеся в русской жизни. Верховные власти понимали необходимость социально-экономического подъема. Но для этого нужно было что-то менять в области народного просвещения. В эту систему вошли начальная ступень – одноклассные приходские школы, и с ней – двухклассные уездные училища, а также четырехклассные гимназии. Высшими звеньями этой системы стали университеты.
В Царскосельском лицее учились дворяне разных сословий. В кадетских корпусах они получали военное образование. В то время заметно выросло и количество библиотек.
Если говорить о России в первой четверти 19 века кратко, надо сказать, что наука достигла значительных достижений. Очень успешно проходило изучение русской истории. Н. М. Карамзиным была написаны 12 томов «Истории Государства Российского». Российские моряки совершили 40 кругосветных путешествий и открыли Антарктиду. Была открыта новая обсерватория, создана железная дорога и магнитный телеграф. Успешными были опыты физиков в области электричества. Мировую известность принесли отечественные математики.
Актуальность темы в том, что император Александр I продолжает оставаться одним из тех исторических деятелей, личность и политика которых вызывают интерес историков, публицистов, писателей.
Внутри- и внешнеполитическая деятельность этого государя представляет собой важную страницу в истории России и Европы. Но особый интерес вызывают реформаторские планы и начинания Александра I.
Либеральные нововведения в сфере образования, цензуры, всеохватывающие реформаторские замыслы М. М. Сперанского, одного из крупнейших государственных деятелей России XIX века, затем конкретные проекты русской конституции («Уставная грамота Российской империи») и освобождения крепостных крестьян демонстрировали серьезность намерений правительства.
Проблемы целесообразности проводимых властью реформ, причины их неудач или неосуществленности, проблема роли личности в политике и истории делают данную тему не только предметом академического интереса; она привлекает внимание и просто мыслящих людей, наших современников.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Анохина С. Л., Бесов А. Г., Данилов А.А., Кириллов В. В., Османов А. И., Павленко Н. И., Сафразьян А. Л., Фроянов И. Я., Шевелев В. Н. и др..
Целью данной работы является изучение вопросов истории начала 19 века, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть внутреннюю политику Александра I;
- Исследовать отечественную войну 1812 г.;
- Охарактеризовать движение декабристов и его значение.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.