Курсовая работа|Мировая экономика

Международное антимонопольное регулирование

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 56

Введение. 

1. Методы антимонопольного регулирования

1.1. Мировой опыт в области антимонопольного регулирования

1.2. Современное российское антимонопольное регулирование

2. Практика антимонопольного регулирования ее последствия

2.1. Глобальная инфраструктура и мировая торговля

2.2. Последствия антимонопольного регулирования отраслей инфраструктуры

  1. Антимонопольная политика США

3.1. Теоретические основы антимонопольной политики в США

3.2. Механизм антимонопольного регулирования в США

Заключение.

Список литературы.

Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (как правило, носящую государственно-монополистический характер) в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в сравнительно короткие сроки показали свою несостоятельность.

Отечественный и зарубежный опыт общественного развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.

Под антимонопольной политикой в современной научной литературе понимается комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке. Это понятие включает также адвокатирование конкуренции – то есть пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Для понимания антимонопольной политики современного Российского государства и перспектив ее дальнейшего развития важно исследовать процессы, происходившие в антимонопольной политике в 1990-х годах – в период ее возникновения, становления и развития.

Масштабность трансформации российской политической системы привела к смене политического режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование хозяйственных процессов вошли в число приоритетных направлений экономической политики страны.

 

1. Методы антимонопольного регулирования

1.1. Мировой опыт в области антимонопольного регулирования

Антимонопольное законодательство, начало которому было положено американским законом Шермана (1890), в 90-х гг. XX в. было принято уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию. В США в настоящее время действует целый блок дополняющих друг друга законодательных актов: Шермана (1890), Клейтона (1914), о Федеральной торговой комиссии (1914), Робинсона-Пэтмана (1936), а также ряд решений Верховного суда.

В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после второй мировой войны: во Франции в 1945 г., в Японии в 1947 г., в Англии в 1948 г., в ФРГ в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства. Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

Сегодня антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой.

В целом регламентация поведения фирм в антимонопольном законодательстве руководствуется законом Шермана: монопольное положение фирмы в отрасли не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона, это противоречит демократической основе права, т.е. презумпции невиновности. Запрещены - и это принципиально - лишь формы поведения, наносящие вред другим участникам рынка.

Принцип регламентации состоит в одном из двух правил: либо действия полностью запрещаются как таковые, либо запрещаются в принципе, но разрешаются на основании «принципа рациональности», т.е. для выполнения определенных задач экономической политики. Например, картели как таковые запрещены в США и ФРГ, но они разрешены в Японии на определенных условиях и на определенный срок. В целом можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.

Проведение в жизнь антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. Органы, проводящие антимонопольную политику, действуют, как правило, через судебную систему, поскольку только суд может вынести решение о санкциях на основе доказательства о нарушении антитрестовских законов.

Во всех странах антимонопольную политику проводят органы центральной исполнительной власти. Иногда это специальные агентства и комиссии: в ФРГ – Федеральное агентство по картелям, во Франции – Комиссия по конкуренции, в Австралии – Комиссия по торговой практике. Иногда функции разделены между двумя учреждениями, например, в США работает Федеральная торговая комиссия и Антитрестовский отдел Департамента юстиции, в Англии - Агентство по справедливой торговле и специальный суд, рассматривающий дела об ограничительной торговой практике. В Европейском Экономическом Сообществе дела о нарушении свободы торговли в масштабах объединенной Европы рассматривают Комиссия и Суд Сообщества.

Из антимонопольных законов следует, что администрация, отвечающая за их исполнение, не только дает разрешения на некоторые сделки и ведет мониторинг ситуации в отраслях, но и работает по жалобам пострадавших от дискриминации, решает возникающие конфликты и т.д. Поэтому она обладает такими полномочиями, каких не имеют другие правительственные учреждения: следственные и судебные по определенному кругу дел.

Законы предусматривают процедуры расследования дел, правила посредничества в решении конфликтов, штрафные санкции, а также передачу дел в суды, если конфликт не удается разрешить в административном порядке. В большинстве стран частные фирмы могут возбуждать гражданские иски о нарушении правил конкуренции в суде друг против друга и против антимонопольной администрации. Но в Японии, например, такое право дано только Комиссии по справедливым сделкам.

Политика защиты конкуренции, опирающаяся на антимонопольный закон – его нередко именуют «экономической конституцией» свободного предпринимательства – отражает уровень понимания современного рыночного хозяйства, и отработанные приемы, и, конечно же, исторические особенности развития экономики каждой конкретной страны.

  1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: «Типография «Новости», 2000.
  2. Атаев А.Р. Антимонопольная деятельность государства. Теоретические и организационные аспекты. – М., 2004.
  3. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 234 с.
  4. Гречишкина И.В., Шаститко А.Е. Экономический анализ применения антимонопольного законодательства. – М.: ТЕИС, 2003.
  5. Евдокимова Е.К. Институциональные условия становления рыночной конкуренции в переходной экономике России / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кемерово: Кемеровский гос.университет, 2001.
  6. Еременко В.И. Антимонопольное законодательство Российской Федерации // Государство и право. 2001. – № 3.
  7. Гречишкина И.В., Шаститко А.Е. Экономический анализ применения антимонопольного законодательства. – М.: ТЕИС, 2003.
  8. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. – М.: Наука, 2001.
  9. Кашеваров А., Оленькина О. Особенности проявления общероссийских тенденций развития финансовых рынков в федеральных округах // Конкуренция и рынок. 2005. – № 3 (27).
  10. Леонтьева Ю.О. Антимонопольная «эффективность» // ЭКО. 2003. – № 4.
  11. Летин А.Б. Об усилении работы антимонопольных органов по пресечению антиконкурентных актов и действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления // Вестник МАП. 2003. – № 1.
  12. Лисин В.С., Узяков М. Н. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. – М.: ТЕИС, 2002. – 185 с.
  13. Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики / ИГЭА: – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001. – 46 с.
  14. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000. – 76 с.
  15. Розанова Н. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. – М.: МАКС Пресс, 2001.
  16. Соловьев А.И. Принятие государственных решений, – М., 2006.
  17. Степашин В.С. Государственная антимонопольная политика в контексте обеспечения национальной безопасности / Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Москва, 2005
  18. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М.:Юристъ, 2002. – 896 с.
  19. Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. Государственная конкурентная политика в России: состояние и проблемы // Труды центра. Выпуск – № 3. – М.: Научный эксперт, 2006.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Мировая экономика
2018 год 28 стр.
Курсовая Валютное регулирование в Российской Федерации
Курсовая работа Мировая экономика
2018 год 29 стр.
Курсовая Валютное регулирование в РФ

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское