Введение
Глава 1. Туризм как специфическая форма международного сотрудничества
1.1. Туризм - одно из направлений международного
взаимодействия
1.2. Роль туризма в развитии экономики
1.3. Особенности рынка международного туризма
1.4. Взаимоотношения между участниками операций
международного туризма
Глава 2. Современные тенденции развития международного туризма
2.1. География направлений международного туризма
2.2. Эволюция туризма в современных условиях
Заключение
Список литературы
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобретает в современных условиях все большее значение и оказывает существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.
Международный туризм - это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода услуг и товаров туристического спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранных туристов. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристических услуг является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту.
Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. В ряде стран поступления от туризма составляют существенную часть валютных поступлений страны.
В России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих у нас туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в РФ - т.е. всё делается так, что капитал от туристических бизнеса уплывает за рубеж.
Цель работы – изучение сущности международного туризма и специфики форм международной торговли туристическими услугами.
Опыт туристической индустрии многих стран поистине неоценим для эффективности развития отечественного туризма. Поэтому задачами данной работы является:
- Исследовать туристическую индустрию как одно из направлений международного взаимодействия.
- Показать роль туризма в развитии экономики.
- Охарактеризовать особенности рынка международного туризма.
- Показать взаимоотношения между участниками операций международного туризма.
- Проанализировать современные тенденции и география развития международного туризма.
Объектом исследования выступает туристический мировой рынок.
Предметом исследования является механизмы регулирования международного туризма.
Теоретической основой работы является литература по теории международного туризма, работы российских и зарубежных специалистов: Азара В.И., Папиряна В.Г., Квартальнова В.А., Сапруновой В.Б., Гуляева В.А. и др. В ходе анализа использовались статистические материалы, представленные в специальных периодических изданиях, а также расположенные на информационных сайтах ВТО.
Методы исследования. Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием теоретико-методологического анализа научной литературы; теоретического моделирования; экономической статистики, экспертных оценок, а также метод статистического анализа.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы, общим объемом 55 страниц.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет исследования.
В первой главе представлена характеристика туризма как одного из направлений международного взаимодействия, показана роль туризма в развитии экономики, охарактеризованы особенности рынка международного туризма, показаны взаимоотношения между участниками операций международного туризма.
Во второй главе проанализированы современные тенденции и география развития международного туризма.
В заключении подводятся основные итоги работы, формулируются выводы, вытекающие из результатов исследования.
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1. Туризм - одно из направлений международного взаимодействия
Развитие международного туризма определяет ряд факторов, которые можно объединить в две группы: внутренние и внешние. По мнению специалистов, к числу важнейших внутренних факторов следует отнести, прежде всего, социально-экономические, а именно: рост числа наемных рабочих и служащих в развитых странах, повышение их профессионального и культурного уровня, усиление интенсификации труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков, рост заработной платы, доходов и т.д.
В современных западных экономических исследованиях о влиянии международного туризма на рост национального хозяйства довольно широкое распространение получила концепция так называемого внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой концепцией утверждается, что эффект, оказываемый международным туризмом на размер занятости, на динамику роста национального дохода, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой национальной экономики вполне определенными количественными зависимостями и может быть исчислен и выражен в виде некоего коэффициента. Очевидный эффект от международного туризма проявляется в виде поступлений иностранной валюты.
Следует согласиться с утверждением о том, что в туристском экспорте реализуются товары и услуги, которые не могут быть проданы в традиционном экспорте. В целом высокая рентабельность туристского экспорта по сравнению с традиционным экспортом проявляется только в отношении немногочисленных видов продукции сельского хозяйства, сбыт которых затруднен на мировых рынках. Это относится также к некоторым промышленным товарам, экспортная конкурентоспособность которых невелика, производство требует значительного импорта сырья и инвестиционных затрат. Эффект туристского экспорта проявляется также и при продаже услуг, которые нельзя экспортировать обычным способом.
Международный туризм входит в число трех ведущих экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. В конце прошлого века суммарный доход стран мира от международного туризма составил 8,2% от общего объема мирового экспорта. [1]
Международный туризм представляет собой одно из направлений международной торговли услугами, роль которых в мировой экономике за последнее десятилетие существенно возросла. По данным Всемирного банка, экспорт услуг за последние 20 лет увеличился в 3,6 раза до 1317 млрд. долл. (торговля товарами за этот же период выросла в 2,8).
Являясь автономным и специфическим сектором международной торговли услугами, международный туризм тесно связан с комплексом других услуг – транспортных, страховых, банковских, рекламных и пр.
Дальнейшее совершенствование средств транспорта является результатом научно-технического прогресса. Это привлекло к значительному расширению использования авиационного транспорта в связи со снижением тарифов. Значительно шире стал применяться автомобильный, чему способствовали расширение и усовершенствование сети автомобильных дорог и создание огромного числа станций технического обслуживания и предприятий туристской индустрии – отелей, гостиниц, ресторанов, кафе и пр.
Определенную роль сыграло и ослабление ограничений по ввозу и вывозу валюты, упрощение пограничных формальностей, а в некоторых странах их полная отмена.
По данным Всемирного банка, поступления от международного туризма за последние 20 лет выросли в 4,3 раза, увеличиваясь в среднем на 8,5% в год.
Согласно прогнозам ВТО, доходы от международного туризма в 2010 г. составят 1500 млрд. долл. против 621 млрд. долл. в 2000 году.
Поступления и затраты в связи с экспортом и импортом туристических услуг находят отражение в балансе текущих операций и в общем платежном балансе отдельных стран.
В целом можно отметить, что страны, богатые природными ресурсами и экономически развитые, зачастую при положительном сальдо торгового баланса имеют отрицательное по статье «Туризм». Это характерная черта стран, лежащих в северном поясе (Германия, Канада, Нидерланды). Эти страны, несмотря на значительные размеры дефицита туристского баланса, продолжают интенсивно развивать туристскую индустрию и не ставят никаких ограничений желающим посетить другие страны.
Характерная черта второго пояса, охватывающего страны Карибского моря и Средиземного моря, - отрицательный торговый баланс и положительный туристский баланс. Обеспеченность этих стран природными ресурсами производственного назначения меньше, но климат и исторические памятники способствуют развитию туризма (Испания, Мексика, Кипр, Мальта).
Для стран с дефицитом торгового баланса положительное сальдо по международному туризму позволяет компенсировать пассив внешней торговли, а в отдельных случаях свести баланс платежей по текущим операциям с активным сальдо (Австрия, Италия).
Однако в целом для экономики стран наиболее важным показателем является не соотношение между поступлениями и расходами по международному туризму, а масштабы и характер въездного туризма.
Значительный удельный вес в общих поступлениях от туризма имеют как страны с активным сальдо по статье «туризм» (Италия, Испания, Франция), так и страны с дефицитом (Япония, Германия, Великобритания).
Поступления от туризма являются существенной и наиболее яркой демонстрацией экономического значения международного туризма. Определенный интерес представляет также показатель величины расходов на международный туризм в расчете на душу населения.
[1] Мальков Э.Д. Экономические аспекты международного туризма /Внешнеэкономический бюллетень.-2001.-
№ 7. - С. 53.