Введение.
Глава 1. Межличностные отношения в групповом процессе.
- Проблема генезиса малой группы. Теоретический подход.
1.1.Совместная деятельность в групповом процессе.
1.2. Деятельностное опосредование межличностных отношений в группе.
1.3. Общение.
1.3.1.Социально-психологические особенности общения
1.3.2.Общение и конфликты в группе.
2.Исследование проблемы генезиса малой группы. Эмпирические показатели.
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологического климата в первичном трудовом коллективе.
- Формирование выборки и описание этапов исследования
2.Выбор методов и методик.
2.1. Методика диагностики личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
2.2. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д.Марлоу и Д. Крауна.
3.Обработка и интерпретация полученных данных.
Заключение.
Выводы.
Литература.
Приложение 1.
Приложение 2.
Одна из главных причин кризиса, переживаемого нашим обществом, состоит в отсутствии взаимопонимания между людьми - участниками различных сфер жизнедеятельности разного уровня и разного характера. Поэтому вопрос согласования взаимодействия – один из самых актуальных.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Актуальность данной курсовой работы диктуется запросами практики, актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния межличностных отношений в групповом процессе на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Теоретический анализ группообразования, социально-психологического климата, возможных конфликтов.
- Экспериментальное исследование социально-психологического климата первичного трудового коллектива и стратегии поведения членов в конфликтной ситуации.
Объектом исследования выступает первичный трудовой коллектив больницы (14 человек, из них 9 - женщин и 5 – мужчины).
Возрастной состав членов коллектива: от 29 до 65 лет.
Предметом изучения являются стратегии поведения членов первичного трудового коллектива в предложенных ситуациях.
В связи с этим выдвигается гипотеза о связи между стратегиями поведения членов коллектива и социально-психологическим климатом.
Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как метод наблюдения и метод тестирования.
Часть I. Межличностные отношения в групповом процессе
-
Проблема генезиса малой группы.
Теоретический подход.
Актуальность проблемы генезиса (в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития) малой группы связана с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в нашей стране, появлением таких социальных структур, как малые предприятия, частные фирмы, инновационные учебные заведения (гимназии, колледжи). Рост новых социальных общностей привел к практической потребности в изучении психологии вновь образованных малых групп.
Оценивая состояние проблемы изучения социальной группы, А.Л. Журавлев (1988), Б.Ф. Ломов (1989, 1990), А.В. Петровский (1982, 1984), Л.И. Уманский (1975), А.С. Чернышев (1980, 1988) и др. указывают на то, что социальная психология групп в основном развивалась в рамках концепций, в которых доминирующими были следующие предметы исследования: межличностные отношения, ценностные ориентации, симпатии - антипатии, лидерство, сплоченность и т.д. Однако становление внутригрупповых явлений на разных этапах функционирования и особенно зарождения малой группы представляет собой самостоятельную проблему.
Развитие теории малой группы нуждается в изучении социально-психологических детерминант и механизмов группового генезиса. Прежде всего, проблематичным представляется превращение первоначально номинальной группы в действительно психологическую общность. Важны как диагностический, так и прогностический аспекты проблемы. Необходимо знать, каковы сами механизмы группообразования, каким образом они функционируют применительно к той или иной ситуации, а также, от каких внешних и внутренних факторов зависит сам процесс группообразования.
Методологической основой решения проблемы детерминации генезиса малой группы являются:
- положения о группе как о совокупном субъекте;
- о системном подходе к анализу психических явлений;
- о детерминации жизнедеятельности людей, разработанные отечественными психологами (К.А. Абульханова-Славская, 1980, 1989; Л.И. Анциферова, 1978; А.В. Брушлинский, 1991; А.Л. Журавлев, 1988, 1990; Б.Ф. Ломов, 1984, 1989, 1990; С.Л. Рубинштейн, 1957).
Под субъектностью малой группы понимается группа как источник познания и преобразования действительности, как носитель активности. Субъектность всякой социальной общности возникает тогда, когда люди вступают в контакт друг с другом, когда между ними складываются субъект - субъектные отношения.
В социальной психологии малая группа в настоящее время изучается как совокупный субъект: субъект деятельности и субъект общения.
1.1.Совместная деятельность в групповом процессе.
В социально-психологическом понимании совместная деятельность представляет собой целостную динамическую систему активности взаимодействующих индивидов, направляемую на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры (Г.М. Андреева, Я. Яноушек, 1987). Роль совместной деятельности заключается в том, что она служит основополагающей характеристикой групп, оказывая определенное воздействие на общение, межличностные отношения и индивидуально-психологические качества осуществляющих деятельность людей. В процессе и на основании социально значимой коллективной деятельности рождается психологическое единство, при котором из номинальной группа становится реальной социально-психологической общностью (А.И. Донцов, 1988). В ходе той или иной совместной деятельности группа приобретает опыт взаимодействия и взаимообщения, что обогащает ее возможности как социального организма.
С точки зрения системного видения генезиса контактной общности можно выделить ряд существенных моментов:
- Группа рассматривается как относительно самостоятельная целостная система, обладающая специфическими особенностями и интегративными факторами, которые обеспечивают ее качественное своеобразие (А.И. Донцов, 1984; А.Л. Журавлев, 1988; А.В. Петровский 1982, 1984; Л.И. Уманский, 1975);
- Развертывающиеся в группе процессы и отношения рассматриваются как многомерные и многоуровневые (Б.Ф. Ломов,1984; Л.А. Петрушенко, 1975);
- Группа рассматривается как открытая система, как часть макросистемы, в которую она включена и развивается по ее законам.
Многообразие внешних и внутренних характеристик жизнедеятельности группы предполагает выяснение системы соответствующих детерминант. В связи с этим, одним из важнейших теоретических положений является положение о диалектике внешних и внутренних детерминант жизнедеятельности человека, избирательного, активного отношения личности к миру, об определяющей роли самодетерминации, саморазвития личности в регуляции ее поведения (С.Л. Рубинштейн, 1957). Среди детерминант жизнедеятельности людей исследователи различают внешние обстоятельства, среду, в которой протекает их жизнь и деятельность, и собственно условия жизни, что очень важно в свете нашего исследования, так как в ситуации зарождения группы индивиды наиболее пристрастно относятся к различным обстоятельствам, наиболее полно раскрывая свои возможности. Активность, избирательность человека как субъекта жизни объективно проявляется в выделении им из среды в качестве условий жизни того, что отвечает требованиям, которые объективно предъявляет к условиям своей жизни человек в силу своей природы, своих свойств, уже сложившихся в ходе жизни (С.Л. Рубинштейн, 1989).