Курсовая работа|Социология

Психологический климат в трудовом коллективе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 46

Введение.

Глава 1. Межличностные отношения в групповом процессе.

  1. Проблема генезиса малой группы. Теоретический подход.

1.1.Совместная деятельность в групповом процессе.

1.2. Деятельностное опосредование межличностных отношений в группе.

1.3. Общение.

1.3.1.Социально-психологические особенности общения

1.3.2.Общение и конфликты в группе.

2.Исследование проблемы генезиса малой группы. Эмпирические показатели.

Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологического климата в первичном трудовом коллективе.

  1. Формирование выборки и описание этапов исследования

2.Выбор методов и методик.

2.1. Методика диагностики личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

2.2. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д.Марлоу и Д. Крауна.

3.Обработка и интерпретация полученных данных.

Заключение.

Выводы.

Литература.

Приложение 1.

Приложение 2.

Одна из главных причин кризиса, переживаемого нашим обществом, состоит в отсутствии взаимопонимания между людьми - участниками различных сфер жизнедеятельности разного уровня и разного характера. Поэтому вопрос согласования взаимодействия – один из самых актуальных.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Актуальность данной курсовой работы диктуется запросами практики, актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Основной целью исследования является изучение влияния межличностных отношений в групповом процессе на социально-психологический климат коллектива.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Теоретический анализ группообразования, социально-психологического климата, возможных конфликтов.
  2. Экспериментальное исследование социально-психологического климата первичного трудового коллектива и стратегии поведения членов в конфликтной ситуации.

Объектом исследования выступает первичный трудовой коллектив больницы (14 человек, из них 9 - женщин и 5 – мужчины).

Возрастной состав членов коллектива: от 29 до 65 лет.

Предметом изучения являются стратегии поведения членов первичного трудового коллектива в предложенных ситуациях.

В связи с этим выдвигается гипотеза о связи между стратегиями поведения членов коллектива и социально-психологическим климатом.

Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как метод наблюдения и метод тестирования.

 

Часть I. Межличностные отношения в групповом процессе

  1. Проблема генезиса малой группы.

Теоретический подход.

Актуальность проблемы генезиса (в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития) малой группы связана с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в нашей стране, появлением таких социальных структур, как малые предприятия, частные фирмы, инновационные учебные заведения (гимназии, колледжи). Рост новых социальных общностей привел к практической потребности в изучении психологии вновь образованных малых групп.

Оценивая состояние проблемы изучения социальной группы, А.Л. Журавлев (1988), Б.Ф. Ломов (1989, 1990), А.В. Петровский (1982, 1984), Л.И. Уманский (1975), А.С. Чернышев (1980, 1988) и др. указывают на то, что социальная психология групп в основном развивалась в рамках концепций, в которых доминирующими были следующие предметы исследования: межличностные отношения, ценностные ориентации, симпатии - антипатии, лидерство, сплоченность и т.д. Однако становление внутригрупповых явлений на разных этапах функционирования и особенно зарождения малой группы представляет собой самостоятельную проблему.

Развитие теории малой группы нуждается в изучении социально-психологических детерминант и механизмов группового генезиса. Прежде всего, проблематичным представляется превращение первоначально номинальной группы в действительно психологическую общность. Важны как диагностический, так и прогностический аспекты проблемы. Необходимо знать, каковы сами механизмы группообразования, каким образом они функционируют применительно к той или иной ситуации, а также, от каких внешних и внутренних факторов зависит сам процесс группообразования.

Методологической основой решения проблемы детерминации генезиса малой группы являются:

  • положения о группе как о совокупном субъекте;
  • о системном подходе к анализу психических явлений;
  • о детерминации жизнедеятельности людей, разработанные отечественными психологами (К.А. Абульханова-Славская, 1980, 1989; Л.И. Анциферова, 1978; А.В. Брушлинский, 1991; А.Л. Журавлев, 1988, 1990; Б.Ф. Ломов, 1984, 1989, 1990; С.Л. Рубинштейн, 1957).

Под субъектностью малой группы понимается группа как источник познания и преобразования действительности, как носитель активности. Субъектность всякой социальной общности возникает тогда, когда люди вступают в контакт друг с другом, когда между ними складываются субъект - субъектные отношения.

В социальной психологии малая группа в настоящее время изучается как совокупный субъект: субъект деятельности и субъект общения.

1.1.Совместная деятельность в групповом процессе.

В социально-психологическом понимании совместная деятельность представляет собой целостную динамическую систему активности взаимодействующих индивидов, направляемую на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры (Г.М. Андреева, Я. Яноушек, 1987). Роль совместной деятельности заключается в том, что она служит основополагающей характеристикой групп, оказывая определенное воздействие на общение, межличностные отношения и индивидуально-психологические качества осуществляющих деятельность людей. В процессе и на основании социально значимой коллективной деятельности рождается психологическое единство, при котором из номинальной группа становится реальной социально-психологической общностью (А.И. Донцов, 1988). В ходе той или иной совместной деятельности группа приобретает опыт взаимодействия и взаимообщения, что обогащает ее возможности как социального организма.

С точки зрения системного видения генезиса контактной общности можно выделить ряд существенных моментов:

  1. Группа рассматривается как относительно самостоятельная целостная система, обладающая специфическими особенностями и интегративными факторами, которые обеспечивают ее качественное своеобразие (А.И. Донцов, 1984; А.Л. Журавлев, 1988; А.В. Петровский 1982, 1984; Л.И. Уманский, 1975);
  2. Развертывающиеся в группе процессы и отношения рассматриваются как многомерные и многоуровневые (Б.Ф. Ломов,1984; Л.А. Петрушенко, 1975);
  3. Группа рассматривается как открытая система, как часть макросистемы, в которую она включена и развивается по ее законам.

Многообразие внешних и внутренних характеристик жизнедеятельности группы предполагает выяснение системы соответствующих детерминант. В связи с этим, одним из важнейших теоретических положений является положение о диалектике внешних и внутренних детерминант жизнедеятельности человека, избирательного, активного отношения личности к миру, об определяющей роли самодетерминации, саморазвития личности в регуляции ее поведения (С.Л. Рубинштейн, 1957). Среди детерминант жизнедеятельности людей исследователи различают внешние обстоятельства, среду, в которой протекает их жизнь и деятельность, и собственно условия жизни, что очень важно в свете нашего исследования, так как в ситуации зарождения группы индивиды наиболее пристрастно относятся к различным обстоятельствам, наиболее полно раскрывая свои возможности. Активность, избирательность человека как субъекта жизни объективно проявляется в выделении им из среды в качестве условий жизни того, что отвечает требованиям, которые объективно предъявляет к условиям своей жизни человек в силу своей природы, своих свойств, уже сложившихся в ходе жизни (С.Л. Рубинштейн, 1989).

  1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс,1999.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов.-М.:ЮНИТИ,1999.
  3. Битянова М.Р. Социальная психология.-М.,1994.
  4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность.-М.: Мысль,1983.
  5. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). -М.: Изд-во Моск. ун-та,1984.
  6. Вичев В.В., Мораль и социальная психика.-М.,1978.
  7. Выханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент.-М., Гардарика,1996.
  8. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Автореферат канд. дисс.-Л.,1978.
  9. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.//Социально-психологические проблемы производственного коллектива./Под ред. Шороховой Е.В.-М.,1983.
  10. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе.-Лениздат,1990.
  11. Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях //Материалы IV Всесоюзного съезда психологов Тбилиси,1971.
  12. Донцов А.И., Психология коллектива.-М.:Изд-во Моск. ун-та,1984.
  13. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение.-Л.,1976.
  14. Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы. Заметки из области социальной психология неформальных групп.-Одесса-Туапсе,1996.
  15. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент.-М.: Изд-во Моск. Ун-та,1997.
  16. Лунев Ю.А., Чернышев А.С. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии.-М., 1999.
  17. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива.–М.,1988.
  18. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Моск. ун-та,1977.
  19. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. –М.,1979.
  20. Рогов Е.И. Общая психология. М.,1998.
  21. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления.-М.,1993.
  22. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива.-М.,1996.
  23. Шереги Ф.Е. Основы прикладной социологии. -М.:, 1996.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское