Введение.
- Теоретические основы рынка банковских продуктов и услуг.
1.1 Общая характеристика и классификация банковских услуг.
1.2 Основные виды банковских услуг.
- Банковские услуги ОАО “Сбербанк России” и их перспективы развития.
2.1 Анализ предоставляемых услуг ОАО “Сбербанк России”.
2.2 Развитие банковских услуг ОАО “Сбербанк России”.
Заключение.
Список литературы.
Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления широкого ряда услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению.
Рынок банковских продуктов и услуг в РФ представляет сложную систему формирования спроса и предложения на производные банковской деятельности, которые относятся к товарному типу денежно-кредитных и финансовых отношений.
Развитие таких отношений способствует увеличению спроса и предложения на услуги банков, а так же стимулирует операции по расширению структурных элементов ассортимента и качества услуг. Особое значение приобретает удовлетворение потребностей клиентов, что требует изучения составных элементов рынка банковских продуктов и услуг.
В процессе предоставления банковских продуктов (услуг) возникают отношения банка с его клиентурой, они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, трастовые услуги, хранение драгоценностей и многие другие.
Целью работы является исследование рынка банковских услуг, а в частности комиссионных услуг банков.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы организации банковского продукта и банковской услуги;
- провести анализ банковских услуг на примере ОАО «Сбербанка России»
- предложить рекомендации по развитию банковских продуктов и услуг.
Объектом исследования является ОАО «Сбербанк России».
Предметом исследования - являются банковские услуги.
1. Теоретические основы рынка банковских продуктов и услуг
1.1 Общая характеристика и классификация банковских услуг
В работах отечественных ученых встречаются различные определения банковских услуг.
О.И. Лаврушин определяет банковскую услугу как одну или несколько операций банка, удовлетворяющих определенные потребности клиента, и проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату.
Головин Ю.В. определяет банковскую услугу как совокупность операций, представляющую законченный комплекс услуг, удовлетворяющих какую-либо потребность клиента.
Количество услуг, предоставляемых банками, особенно зарубежными, исчисляется сотнями, однако все они могут быть подразделены на ряд крупных групп.
Банковская услуга по своим свойствам схожа с другими услугами. Она обладает следующими характеристиками:
- несохраняемость;
- неосязаемость, абстрактность;
- непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалифицированных людей, их представляющих[1].
Несохраняемость услуг предполагает наличие действующего механизма баланса спроса и предложения. Услуги не хранятся как товары на полках магазина, они потребляются одновременно с моментом их получения.
Неосязаемость услуг означает невозможность материального их ощущения, увидеть и оценить их до момента получения результатов их предоставления. Главной и ключевой характеристикой банковской услуги является ее эффективность, иными словами, конкретная выгода и польза, получаемые потребителем от банковской услуги.
Непостоянство качества и неотделимость услуг от квалификации людей требует постоянного обучения персонала. Служащие банка должны иметь опыт работы не только с основными видами банковских операций, но и хорошо знать психологию взаимоотношений людей.
По российскому законодательству к банковским операциям относятся:
- Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
- Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет;
- Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- Выдача банковских гарантий;
- Выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающего исполнение обязательств в денежной форме;
- Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
- Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений и находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
- Лизинговые операции;
- Оказание консультационных и информационных услуг.
Классификация банковских услуг[2]:
1) В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности:
а) специфические услуги;
б) неспецифические услуги;
2) В зависимости от субъектов получения услуг:
а) юридические лица;
б) физические лица;
3) В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка:
а) активные операции;
б) пассивные операции;
в) активно-пассивные (комиссионные);
4) В зависимости от оплаты за предоставление:
а) платные услуги;
б) бесплатные услуги;
5) В зависимости от связи с движением материального продукта:
а) услуги, связанные с движением материального продукта;
б) чистые услуги.
[1]Гамидов, Г.М. Банки и банковская система. – М.: Банковское и кредитное дело, 2009. – с. 41
[2]Миловидов Д.А. Современное банковское дело. - М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 35