Курсовая работа|Налоговое право

Система налогового законодательства, понятие и сущность

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 33

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.1. Понятие и предмет налогового законодательства. 

1.2. Система налогового законодательства. 

1.3. Значение закона как формы нормативного правового акта, устанавливающего налоги и сборы, в системе налогового законодательства. 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1. Принцип приоритета (верховенства) Налогового кодекса РФ в системе актов налогового законодательства. 

2.2. Принцип федерализма в системе регионального налогового законодательства  

2.3. Принципы системы местного налогового законодательства. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   

Актуальность темы настоящей работы обуславливается следующими обстоятельствами. Реализация налоговой политики российского государства сейчас осуществляется в период происходящих реформ в налоговом администрировании и в механизме налогообложения. Условия финансового кризиса ужесточают ситуацию и затрудняют выполнение налоговыми органами своих основных функций. Важным фактором успешной реализации стоящих перед налоговыми органами задач является эффективное налоговое законодательство и объективно здоровые налоговые отношения.

На пути развития финансового законодательства, органичной составляющей которого является налоговое законодательство, имеется достаточно много проблем, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, разрешить которые в полном объеме пока не удается. В этой связи государству предстоит еще много сделать для наведения порядка в финансовой и налоговой системе, усовершенствовать нормативные предписания, регулирующие различные отношения в сфере налогов и сборов. Исходя из этого, в настоящее время, как никогда, актуальна проблема обеспечения эффективности и стабильности налогового законодательства.

Разрешение указанных вопросов имеет также прикладное значение. Например, практикующий юрист должен четко ориентироваться в системе нормативных правовых актов, составляющих систему налогового законодательства, учитывая специфику такой подотрасли финансового права как налоговое право. Ведь в отличие от других в налоговом праве понятие налогового законодательства, носит весьма формализованный характер.

Объектом исследования в настоящей работе является система налогового законодательства Российской Федерации. Предметом исследования явились теоретические и практические проблемы построения системы налогового законодательства, принятия и реализации нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения.

Целью исследования в настоящей работе является определение понятия, системы и сущности налогового законодательства; выявление особенностей и принципов системы налогового законодательства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятие и предмет налогового законодательства Российской Федерации;

- изучить систему налогового законодательства России и классифицировать виды нормативных правовых актов, входящих в систему налогового законодательства;

- охарактеризовать закон как форму нормативного правового акта, устанавливающего налоги и сборы, и определить его значение в системе налогового законодательства;

- изучить принципы построения и реализации системы налогового законодательства, прежде всего, принцип верховенства федерального налогового законодательства;

- изучить порядок и проблемы реализации принципа федерализма в системе регионального налогового законодательства;

- охарактеризовать особенности принципов системы актов налогового законодательства, принимаемых органами местного самоуправления.

Методологическую основу исследования в настоящей работе составляет общенаучный диалектический метод, наряду с которым использовались частнонаучные методы познания: системный, логический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 1.1. Понятие и предмет налогового законодательства

В теории государства и права традиционно понятие «законодательство» охватывает правовые акты разных органов государственной власти, включая органов исполнительной власти, которые имеют нормативный характер. Однако, налоговое законодательство Российской Федерации строится принципиально на иной концепции – законы о налогах и сборах носят характер прямого действия, то есть исключается издание подзаконных актов, которые бы конкретизировали и развивали законы. По замыслу законодателя, такая система налогового законодательства исключает возможность неоднозначного толкования законодательных положений, что создает условия для более полной и эффективной защиты прав налогоплательщиков.

Вопрос о составе, системе и структуре как нормативных правовых актов, так и норм, способных регулировать отношения в сфере налогообложения, является одним из центральных не только в теории и практике налогового права. От решения этого вопроса зависит вообще все построение любой национальной налоговой системы[1].

Российское законодательство о налогообложении, действовавшее до 1 января 1999 года, то есть до принятия первой части Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ)[2], и в первую очередь Закон РФ от 27 декабря 1992 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ»[3], данный вопрос практически не решало. Однако даже несистемные упоминания в этом Законе о «законодательных актах» и о неких «правовых актах» по вопросам налогообложения, уже тогда сформировали общеупотребительный термин «налоговое законодательство», хотя состав и уровень нормативных правовых актов и норм, входящих в категорию «налоговое законодательство» определен не был.

Данное обстоятельство вызывало в науке и на практике многочисленные теоретические дискуссии и судебные споры. Правоприменительная практика по этому вопросу в ряде случаев складывалась крайне противоречиво и непоследовательно.

Не случайно, что, принятая в 1998 году, первая часть НК РФ, попыталась решить данную проблему в первоочередном порядке - и именно в самой первой своей статье. Однако необходимо отметить, что при принятии НК РФ законодатель отказался от систематизации налогового законодательства путем инкорпорирования норм ранее принятых законов РФ о налогообложении. Систематизация законодательства - это целенаправленная работа по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения[4]. Инкорпорация - вид систематизации законодательства, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Кодификация - вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе.

Вместе с тем НК РФ сам термин «налоговое законодательство» принципиально не использует и не применяет, в отличие от иных отраслей права. Например, в Гражданском кодексе РФ (далее по тексту - ГК РФ)[5], термин «гражданское законодательство» непосредственно присутствует в ст.3 ГК РФ. НК РФ применяет иную терминологию - в подп.6 ст.1 НК РФ указано, что по всему тексту НК РФ, для обозначения законов и иных нормативных актов, которые непосредственно регулируют отношения в сфере налогообложения, используется термин - «законодательство о налогах и сборах». Однако «налоговое законодательство» как категория налогового права окончательно не исчезло и до сих пор широко применяется на практике.

В этой связи необходимо отметить, что «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство» - термины нетождественные. Сам НК РФ эти понятия никак не объединяет, что позволяет сделать вывод о том, что в состав налогового законодательства, которое имеет общеправовое значение, входят как законодательство о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ), так и нормативные правовые акты органов государственного управления (ст. 4 НК РФ).

[1] См.: Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред.: А.В. Брызгалин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аналитика-Пресс, 2010. С. 13.

[2] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.

[3] Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 (ред. от 11.11.2003 г.) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 12.03.1992. № 11. Ст. 527.

[4] См.: Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. С. 202.

[5] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

Нормативные правовые акты

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.
  4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 03.05.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
  5. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 (ред. от 11.11.2003 г.) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 12.03.1992. № 11. Ст. 527.
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25.06.2012 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.

Материалы судебной практики

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.03.1997. № 13. Ст. 1602.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений Закона Чувашской Республики «О налоге с продаж», Закона Кировской области «О налоге с продаж» и Закона Челябинской области «О налоге с продаж» в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью «Русская тройка» и ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 12.02.2001. № 7. Ст. 701.
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.1998 г. № 22-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 3.
  4. Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 г. № 69-О «По жалобе гражданина Игнатьичева Максима Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 4 и 5 Федерального закона «О налоге на игорный бизнес», Законом Нижегородской области «О ставках налога на игорный бизнес» и Законом Ивановской области «О ставках налога на игорный бизнес» // Собрание законодательства РФ. 22.07.2002. № 29. Ст. 3005.
  5. Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 г. № 316-О «По жалобе гражданки Ивановой Ирины Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 2.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 г. № 130-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Жилина Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» // СПС «Консультант Плюс»
  7. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. № 7.
  8. Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2001 г. № 56-Г01-9 // СПС «Консультант Плюс»
  9. Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2007 г. № 11-Г06-21 // СПС «Консультант Плюс»
  10. Решение Арбитражного Суда Оренбургской области от 03-06.05.2003 г. № А47-2342/2002АК-28 // СПС «Консультант Плюс»
  11. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.10.2003 г. № Ф03-А73/03-2/2434 // СПС «Консультант Плюс»

Специальная литература

  1. Затулина Т.Н. К вопросу о проблемах местного самоуправления в области и налогов и сборов в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2008. № 4. С. 29-31.
  2. Карасева М.В. Финансовое право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 384 с.
  3. Красноперова О.А. «Налоговый процесс» на федеральном уровне // Гражданин и право. 2007. № 1. С. 53-58.
  4. Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник. – 5-е изд., пеераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 451 с.
  5. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: Учебник. В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред.: Д.М. Щекина. – М.: Статут, 2009. – 864 с.
  6. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред.: А.В. Брызгалин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аналитика-Пресс, 2010. - 600 c.
  7. Налоговое право: Учебник / Под ред.: С.Г. Пепеляева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2010. – 591 с.
  8. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007. – 336 с.
  9. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 416 с.
  10. Финансовое право: Учебник / Под ред.: Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 528 с.
  11. Финансовое право: Учебник / Под ред.: Е.Ю. Грачевой. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. – 576 с.
  12. Шаталов С.Д. Налоговый кодекс Российской Федерации. Общая часть: Проект. Комментарии. – М.: Изд-во Междунар. центра финансово-эконом. Развития, 1996. – 656 с.
  13. Шувалова Е.Б., Климовицкий В.В., Пузин А.М. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 124 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Налоговое право
2013 год 25 стр.
Курсовая Налоговые правоотношения как экономико-правовая категория
Telesammit
Курсовая работа Налоговое право
2013 год 39 стр.
Курсовая Международное налоговое планирование
Telesammit
Курсовая работа Налоговое право
2014 год 38 стр.
Курсовая Налоговые споры: проблемы правоприменительной практики

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское