ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1. Понятие и предмет налогового законодательства.
1.2. Система налогового законодательства.
1.3. Значение закона как формы нормативного правового акта, устанавливающего налоги и сборы, в системе налогового законодательства.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1. Принцип приоритета (верховенства) Налогового кодекса РФ в системе актов налогового законодательства.
2.2. Принцип федерализма в системе регионального налогового законодательства
2.3. Принципы системы местного налогового законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы настоящей работы обуславливается следующими обстоятельствами. Реализация налоговой политики российского государства сейчас осуществляется в период происходящих реформ в налоговом администрировании и в механизме налогообложения. Условия финансового кризиса ужесточают ситуацию и затрудняют выполнение налоговыми органами своих основных функций. Важным фактором успешной реализации стоящих перед налоговыми органами задач является эффективное налоговое законодательство и объективно здоровые налоговые отношения.
На пути развития финансового законодательства, органичной составляющей которого является налоговое законодательство, имеется достаточно много проблем, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, разрешить которые в полном объеме пока не удается. В этой связи государству предстоит еще много сделать для наведения порядка в финансовой и налоговой системе, усовершенствовать нормативные предписания, регулирующие различные отношения в сфере налогов и сборов. Исходя из этого, в настоящее время, как никогда, актуальна проблема обеспечения эффективности и стабильности налогового законодательства.
Разрешение указанных вопросов имеет также прикладное значение. Например, практикующий юрист должен четко ориентироваться в системе нормативных правовых актов, составляющих систему налогового законодательства, учитывая специфику такой подотрасли финансового права как налоговое право. Ведь в отличие от других в налоговом праве понятие налогового законодательства, носит весьма формализованный характер.
Объектом исследования в настоящей работе является система налогового законодательства Российской Федерации. Предметом исследования явились теоретические и практические проблемы построения системы налогового законодательства, принятия и реализации нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения.
Целью исследования в настоящей работе является определение понятия, системы и сущности налогового законодательства; выявление особенностей и принципов системы налогового законодательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и предмет налогового законодательства Российской Федерации;
- изучить систему налогового законодательства России и классифицировать виды нормативных правовых актов, входящих в систему налогового законодательства;
- охарактеризовать закон как форму нормативного правового акта, устанавливающего налоги и сборы, и определить его значение в системе налогового законодательства;
- изучить принципы построения и реализации системы налогового законодательства, прежде всего, принцип верховенства федерального налогового законодательства;
- изучить порядок и проблемы реализации принципа федерализма в системе регионального налогового законодательства;
- охарактеризовать особенности принципов системы актов налогового законодательства, принимаемых органами местного самоуправления.
Методологическую основу исследования в настоящей работе составляет общенаучный диалектический метод, наряду с которым использовались частнонаучные методы познания: системный, логический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и предмет налогового законодательства
В теории государства и права традиционно понятие «законодательство» охватывает правовые акты разных органов государственной власти, включая органов исполнительной власти, которые имеют нормативный характер. Однако, налоговое законодательство Российской Федерации строится принципиально на иной концепции – законы о налогах и сборах носят характер прямого действия, то есть исключается издание подзаконных актов, которые бы конкретизировали и развивали законы. По замыслу законодателя, такая система налогового законодательства исключает возможность неоднозначного толкования законодательных положений, что создает условия для более полной и эффективной защиты прав налогоплательщиков.
Вопрос о составе, системе и структуре как нормативных правовых актов, так и норм, способных регулировать отношения в сфере налогообложения, является одним из центральных не только в теории и практике налогового права. От решения этого вопроса зависит вообще все построение любой национальной налоговой системы[1].
Российское законодательство о налогообложении, действовавшее до 1 января 1999 года, то есть до принятия первой части Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ)[2], и в первую очередь Закон РФ от 27 декабря 1992 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ»[3], данный вопрос практически не решало. Однако даже несистемные упоминания в этом Законе о «законодательных актах» и о неких «правовых актах» по вопросам налогообложения, уже тогда сформировали общеупотребительный термин «налоговое законодательство», хотя состав и уровень нормативных правовых актов и норм, входящих в категорию «налоговое законодательство» определен не был.
Данное обстоятельство вызывало в науке и на практике многочисленные теоретические дискуссии и судебные споры. Правоприменительная практика по этому вопросу в ряде случаев складывалась крайне противоречиво и непоследовательно.
Не случайно, что, принятая в 1998 году, первая часть НК РФ, попыталась решить данную проблему в первоочередном порядке - и именно в самой первой своей статье. Однако необходимо отметить, что при принятии НК РФ законодатель отказался от систематизации налогового законодательства путем инкорпорирования норм ранее принятых законов РФ о налогообложении. Систематизация законодательства - это целенаправленная работа по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения[4]. Инкорпорация - вид систематизации законодательства, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Кодификация - вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе.
Вместе с тем НК РФ сам термин «налоговое законодательство» принципиально не использует и не применяет, в отличие от иных отраслей права. Например, в Гражданском кодексе РФ (далее по тексту - ГК РФ)[5], термин «гражданское законодательство» непосредственно присутствует в ст.3 ГК РФ. НК РФ применяет иную терминологию - в подп.6 ст.1 НК РФ указано, что по всему тексту НК РФ, для обозначения законов и иных нормативных актов, которые непосредственно регулируют отношения в сфере налогообложения, используется термин - «законодательство о налогах и сборах». Однако «налоговое законодательство» как категория налогового права окончательно не исчезло и до сих пор широко применяется на практике.
В этой связи необходимо отметить, что «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство» - термины нетождественные. Сам НК РФ эти понятия никак не объединяет, что позволяет сделать вывод о том, что в состав налогового законодательства, которое имеет общеправовое значение, входят как законодательство о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ), так и нормативные правовые акты органов государственного управления (ст. 4 НК РФ).
[1] См.: Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред.: А.В. Брызгалин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аналитика-Пресс, 2010. С. 13.
[2] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.
[3] Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 (ред. от 11.11.2003 г.) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 12.03.1992. № 11. Ст. 527.
[4] См.: Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. С. 202.
[5] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.