В рамках культурной модели было создано абсолютно все, что окружает человека, а также направляет и регулирует каждый из аспектов жизнедеятельности человека и социума, который его окружает.
У культуры есть большой функциональный потенциал, т.к. именно она обеспечивает преемственность поколений, а также трансляцию и сохранение культурных ценностей, создание новых систем аксиологических модусов во время реализации аксиологической (ценностной) функции.
В рамках культурологии понимание сущности ценностной функции основано на понятиях «оценка» и «ценность». Ценность каждого феномена духовной или материальной культуры можно определить путем соответствия данного образования тому или иному положению в рамках иерархии ценностной системы общества. Внутри каждого социума могут успешно функционировать ценностные образования разного рангового порядка. В общем виде социокультурные ценности, которые вырабатываются в рамках каждой отдельно взятой культурной модели, могут пониматься как образцы, которые уже утвердились, являются социально принятыми, социально одобряемыми и несут сущностную значимость для жизнедеятельности общества и личности.
Соответственно, определить ценностный статус любого из феноменов духовной и материальной культуры можно посредством меры соответствия данного образования уже устоявшемуся образцу.
Ценностный статус также можно определить с помощью того значения, которым обладает образование для человека и для удовлетворения его разнообразных потребностей.
Актуальность темы в том, что ценности и номы являются фундаментом всякой культуры, формируют ее ядро. Культура сама по себе может рассматриваться как определенная система ценностей. При этом оценивание предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины или заблуждения, красоты и безобразия и т. д. (т. е. некоторого идеала) производится с позиции «своей» культуры, т. е. собственная система ценностей воспринимается как «подлинная», исходная для отсчета хорошего или плохого. Таким образом, ценности - это базовые этические и эстетические категории культуры (такие, как добро, истина, красота), их носителем и выразителем выступает человек-личность.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Маркова А. Н., Столяренко Л. Д., Костина А. В., Мартысюк П. Г., Колдина Д. Н., Гуревич П. С., Багдасарьян Н. Г., Качалова К. Н., Кибанов А. Я. и др.
Целью данной работы является изучение культурных ценностей и норм, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть определение понятия «Ценности культуры»;
- Исследовать особенности культурных норм.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.