ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОГРАНИЧЕНИЕМ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ, ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ..
1.1 Отобрание ребенка у родителей как мера ограничения родителей в их правах.
1.2 Специфика правовых последствий ограничения родительских прав.
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ КАК МЕРЫ СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ..
3.1 Лишение родительских прав как исключительная мера семейно-правовой ответственности: понятие и основания применения.
3.2 Проблемы, связанные с возникновением правовых последствий лишения родительских прав, и пути их решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования состоит в том, что, взяв курс на формирование гражданского общества, построение правового демократического социального государства, Российская Федерация тем самым основной целью своей политики ставит защиту тех слоев населения, которые в силу своих физических или возрастных особенностей не могут самостоятельно отстаивать свои законные интересы. Особое место среди названной категории российского населения занимают дети, являющиеся будущим нашего государства. Обусловлено это, прежде всего, тем, что жизнь грядущих поколений и существование Российской Федерации как государства зависит от того, какими мы вырастим и воспитаем наших детей. В связи с чем, решение проблем защиты прав детей занимает в политике российского государства одно из центральных мест.
Семье, как первооснове воспитания детей, отводится особая роль в формировании здоровой духовнонравственной личности. Признавая родительские права, государство одновременно возлагает на них обязанности по осуществлению надлежащим образом заботы о своих детях, их воспитания и содержания. Однако в последние годы наблюдается тенденция роста числа нарушений родителями своих прав и обязанностей в отношении детей, злоупотреблений своими родительскими правами, что требует от государства особого внимания и выработки эффективных мер решения данной проблемы.
В действующем семейном законодательстве закреплено, что родители, которые осуществляют свои права в ущерб правам и интересам детей или не надлежащее исполняют возложенные на них обязанности, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Тем самым государство выполняет свою правозащитную функцию в отношении подрастающего поколения. Ненадлежащее исполнение родителями их прав и обязанностей влечет в соответствии с законодательством применение санкций, характер которых различен. Поэтому в зависимости от состава родительского правонарушения они могут быть как мерами ответственности, так и мерами защиты. На сегодняшний день сформировано два основополагающих института мер семейно-правовой ответственности (ограничение в родительских правах и лишение родительских прав), главной целью которых является, с одной стороны, защита прав ребенка, а, с другой, – исправление родителей и воссоздание полноценной семьи.
Однако, как показывает практика, несмотря на созданную в настоящее время действенную нормативную правовую базу регулирования данных отношений, в исследуемой правовой области возникает множество проблем, связанных, прежде всего, с несовершенством механизма регулирования отношений по применению к родителям, не исполняющим или ненадлежащее исполняющим свои обязанности в отношении детей, мер семейно-правовой ответственности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу применения к родителям мер семейно-правовой ответственности за ненадлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей по воспитанию детей.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, за крепленных в законодательстве Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с применением к родителям мер семейно-правовой ответственности за ненадлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей по воспитанию детей.
Цель работы заключается в проведении исследования института семейно-правовых санкций, применяемых к родителям за ненадлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей по воспитанию детей, а также в выявлении проблем в рассматриваемой правовой области с целью выработки определенных рекомендаций по совершенствованию действующего российского законодательства.
Задачи исследования:
- охарактеризовать институт отобрания ребенка у родителей как меру ограничения родителей в их правах;
- проанализировать специфику правовых последствий ограничения родительских прав;
- определить понятие и основания применения лишения родительских прав как исключительной меры семейно-правовой ответственности;
- выявить проблемы, связанные с возникновением правовых последствий лишения родительских прав, и определить пути их решения.
Методологическую базу исследования составили апробированные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой. В основе исследования лежит диалектический метод изучения явлений в их постоянном и взаимосвязанном развитии. Также применялись методы: исторический, обобщение, синтез, логический и сравнительный анализ, сравнительно-правовой и формально-юридический.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОГРАНИЧЕНИЕМ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ, ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
1.1 Отобрание ребенка у родителей как мера ограничения родителей в их правах
Одной из семейно-правовых мер ответственности родителей за неиспол- нение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей в отношении де- тей является ограничение родительских прав.
Термин «ограничение родительских прав» является достаточно новым для российской правовой системы, поскольку он был легально закреплен на за- конодательном уровне только с принятием Семейного кодекса РФ. До этого момента в прежнем законодательстве использовалось понятие «отобрание ре- бенка у родителей». В настоящее время законодатель использует последний термин для определения понятия «ограничение родительских прав». Так, в ст. 73 СК РФ указано, что «Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав)». Другими словами, отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав – это и есть ограничение родительских прав[1].
Анализ ст. 73 СК РФ дает нам право все законодательно закрепленные основания ограничения родительских прав разделить на две группы.
Первую группу оснований ограничения родительских прав составляют случаи опасности оставления ребенка с родителями (одним из них) по обстоя- тельствам, не зависящим от родителей (одного из них). К таким обстоятельствам законодатель отнес: психическое расстройство или иное хроническое за- болевание, стечение тяжелых обстоятельств и др. Как видим, данный перечень не является исчерпывающим, поэтому в жизни могут возникать и другие обстоятельства, главное, чтобы они влекли опасность пребывания ребенка с родителями (одним из них).
Вторую группу оснований ограничения родительских прав образуют слу- чаи, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их по- ведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные осно- вания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Здесь речь идет о виновном, противоправном поведении родителей (одного из них).
Таким образом, обе выделенные нами группы оснований ограничения ро- дительских прав объединены общим понятием – «опасность» пребывания ребенка с родителями (одним из них), то есть действительно реальная угроза жизни и здоровью ребенка, а не предполагаемая. Однако в большинстве случаев достаточно трудно определить степень такой угрозы, поскольку иногда последствия пребывания ребенка в опасной для него обстановке наступают гораздо позже совершенного противоправного виновного деяния родителем (одним их них). Тем не менее, это уже факт свершившийся, а потому, будут ли иметь место неблагоприятные последствия для несовершеннолетнего или нет, не имеет значения[2].
Важно отметить, что, определяя основания для ограничения родительских прав, законодатель указывает на то, что причиной опасности нахождения ребенка в семье может быть как виновное, так и невиновное поведение родителей (одного из них). Вместе с тем, на законодательном уровне не содержится ни легального определения понятию «опасное положение», ни каких-либо критериев, с помощью которых можно было бы оценивать ту или иную ситуацию как опасную для ребенка. Более того, Пленум Верховного Суда РФ также не дает каких-либо разъяснений по этому поводу в своем постановлении «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»[3].
Единственно, где можно найти близкое по содержанию для рассматри- ваемого случая понятие, – это Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[4], где в ст. 1 закреплено, что «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия». Из приведенного определения можно выделить три основных критерия, определяющих социально-опасное положение ребенка: обстановка, представляющая опасность для его жизни или здоровья; обстановка, не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию; совершение ребенком правонарушения или антиобщественных действий.
Считаем, что перечисленные выше критерии, составляющие содержание понятия «социально опасное положение», отчасти могут быть использованы для определения виновности поведения родителей, что стало причиной оставления ребенка без надзора с их стороны, то есть в опасном положении. Однако в анализируемом нормативном правовом акте рассматриваемое нами определение закреплено совершенно для других целей – для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Поэтому данное понятие не может быть в полной мере использовано к исследуемым нами семейным отношениям.
[1] Краснова, Т. В. Правовая возможность отобрания ребенка у родителей: социальные риски в законодательстве и пути их преодоления // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2016. – № 1. – С. 66
[2] Ладочкина, Л. В. Ограничение родительских прав // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2017. – № 4 (117). – С. 102.
[3] О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: по- становление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 // Бюллетень Верховного Суда РФ.– 1998. – № 7.
[4] Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: феде- ральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 27.06.2020) //СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3377; 2020. – № 27. – Ст. 3953.