Введение
Глава 1. Сущность внутрибанковского контроля
1.1. Понятие внутрибанковского контроля
1.2. Принципы и элементы внутрибанковского контроля
1.3. Основные направления и виды внутреннего контроля
Глава 2. Практика организации внутрибанковского контроля
2.1. Основные положения организации системы внутреннего контроля в банке.
2.2. Основные направления повышения эффективности оценки качества
внутреннего контроля банков
Заключение
Список литературы
Система эффективных мер внутреннего контроля является важнейшей составной частью банковского менеджмента. Она служит основой для бесперебойного функционирования кредитных организаций. Система действенных мер внутреннего контроля может способствовать
выполнению целей и задач кредитной организации, достижению банком долгосрочных ориентиров прибыльности и поддержанию достоверной финансовой и административной отчетности. Такая система может также обеспечивать соблюдение банком действующего законодательства и нормативных актов, разработанной банком политики, внутренних планов и процедур, а также снижать риск непредвиденных потерь или нанесения ущерба репутации банка.
Недостатки в организации банковского менеджмента являются основными факторами дестабилизации положения отечественных банков. Это зафиксировано в рекомендациях многих международных организаций, в частности в Базельских соглашениях. В наших условиях вопросы совершенствования банковского менеджмента особенно остры, поскольку неустойчивость финансового и денежного рынков в России в сочетании со слабым управлением коммерческими банками могут создать такую ситуацию, которая способна поколебать финансовую устойчивость всего народного хозяйства.
До недавнего времени банки уделяли недостаточное внимание вопросам повышения качества управления своей деятельностью, принятию мер по ограничению рисков и защите от них, что объяснялось как особенно благоприятными условиями развития банков - высокими процентными ставками, слабой конкуренцией между банками, так и недостаточной компетентностью сотрудников банков, наплывом в банки большого числа профессионально неподготовленных кадров. Эти недостатки сразу проявились при первых признаках стабилизации денежного рынка усложнением для банков условий их деятельности, возникновением необходимости освоения и внедрения новых банковских продуктов, изменения методов работы.
В современных условиях российским банкам было бы не лишним направить свою деятельность на качественное улучшение системы банковского контроля, позволив тем самым, обеспечить безопасность и надежность банковской системы в целом, создающую банкам условия для эффективного выполнения ими роли финансовых посредников и сохраняющую доверие к ним со стороны инвесторов, кредиторов, населения. Следует от чисто формальных действий перейти к реальной оценке финансового положения банка в целом и его рисков в частности, в том числе на основе проверок на местах и документарного надзора, а также на основе полного включения службы внутрибанковского контроля в процесс кредитования.
Повышение качества контроля - непременное условие создания эффективной системы контроля и регулирования. Стоит задача поднять в ближайшие годы все составляющие банковской системы контроля до хорошего международного уровня. Это обеспечит стабильность и надежность банковской системы.
Цель данной работы - исследование организации внутрибанковского контроля.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, принципы и основные направления внутрибанковского контроля;
- проанализировать действующую практику организации внутрибанковского контроля;
- исследовать основные направления совершенствования организации внутреннего контроля кредитных организаций.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВНУТРИБАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Понятие внутрибанковского контроля
Контроль представляет собой управленческую деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:
- контроль за выполнением работ, намеченных планом;
- меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.
В функцию контроля входит сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.
Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа[1].
В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами.
Современные масштабы деятельности корпораций вызывают необходимость создания сложных систем внутреннего контроля. Не являются исключением и кредитные организации.
Коммерческие банки представляют собой сложные организации, деятельность которых носит многоцелевой характер и сопряжена с высокими рисками. Кроме того, необходимость оперативно реагировать на поступающую информацию из внешних источников и собственных аналитических служб требует высокого качества управления. Поэтому одним из направлений работы в данной области является организация четкой системы внутреннего контроля за различными сферами деятельности банка.
Контроль в деятельности любой организации является фундаментальным элементом процесса управления, поскольку ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данном банке. Наряду с этим одной из важнейших причин необходимости осуществления контроля является то обстоятельство, что в деятельности любой организации присутствуют риски и ошибки, поэтому она должна обладать способностью вовремя фиксировать, минимизировать и исправлять их до того, как они начнут препятствовать достижению целей организации.
Центральный банк России своими нормативными документами не может ограничить все риски в деятельности коммерческого банка и, очевидно, не должен этого делать. Снижение или минимизация рисков в деятельности коммерческого банка является неотъемлемым условием его успешной работы, что, как показывает практика, достигается, у хорошо управляемого банка в определенной мере, функционированием адекватно организованной системы внутреннего контроля. Таким образом, в банковской сфере внутренний контроль является частью системы управления банком.
[1] Гордиенко А.В. Внутренний контроль в банках //Деньги и кредит. 2008. №7. С.23-26.