В широком смысле под культурой обычно понимается все то, что относится к специфике бытия человека как сознательного существа: результаты его материальной и духовной деятельности (стереотипы производственного и бытового поведения, культура досуга, общения, производства и потребления, городская, сельская, техническая, физическая, психологическая и т.д.). Культура - это также язык и литература, религия, особенности жилища, одежды и питания, общественная нравственность и личная этика людей. Та или иная культура в разных регионах возникла не просто так. Она была обусловлена существующими именно в той местности климатом, природными условия ми, внешним окружением, численностью и динамикой населения и другими естественными причинами.
Можно сказать, что культура - это комплекс приемов выживаемости, который складывался веками и тысячелетиями. Чтобы выжить на разных территориях, в результате эволюции выработались многообразные национальные культуры в различных регионах. Каждый народ на земле своей заботится о себе и природе, о ближнем и дальнем, помня о прошлом и думая о будущем; это и есть культура. В нашей человеческой многообразности залог нашей устойчивости.
Русской культуре значительно больше тысячи лет. Она одного возраста с русским народом, с народами белорусским и украинским. Эти народы родились в недрах единой Киевской Руси, просуществовавшей с IX века до ее завоевания в середине XIII века монголо-татарами.
Больше тысячи лет русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Больше тысячи лет многим русским, украинским и белорусским городам – таким, как Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Псков, Изборск, Муром, Полоцк, Ростов, Туров, Белгород. В XI веке в письменных памятниках появляется упоминание еще о 62 городах; в XII веке – еще о 134 городах, а в начале XIII века – еще о 47 городах. Но в письменных памятниках упомянуты не все города. На самом деле их было гораздо больше. Во всех этих городах, подавляющее большинство которых сохранилось до сих пор, были замечательные памятники культуры, работали ремесленники, зодчие, живописцы, писатели переписчики книг, кипела умственная жизнь. Своим мировым значением русская культура XIX и XX веков во многом обязана своему тысячелетнему развитию, силам, накопленным веками, мудрости и опыту, который передали отдаленным потомкам их могучие предки.
До середины XIII века Русь была одной из самых передовых европейских стран. В ней были высоко развиты письменность, литература, зодчество, живопись, ремесла, торговля.
Русская культура уникальна именно сочетанием особенностей, которые можно обнаружить и в других культурах. Своеобразие русской культуры было предметом внимания многих исследователей. Существовало множество идейных течений, в которых так или иначе выражалось отношение к русской культуре: славянофильство, западничество, панславизм, славянофобия и русофобия, младороссы и т.п.
Выражение «Русская земля» появилось в 945 г. и имело географическое значение: так называлась в основном Киевская земля, где более густо селились пришлые варяги. В XI-XII вв. Русью и Русской землей называли государство, т.е. эти слова приобрели политическое значение. В Х в. русское общество включало высший слой (первоначально из варягов) и славянское простонародье. Из местных и пришлых племен в конечном итоге сформировалось общество Киевской Руси.
На формирование культуры Древней Руси повлияли природные, психологические и бытовые факторы.
Вполне устойчивый характер имело на Руси земледелие. Охота, рыболовство, бортничество играли подчиненную роль в хозяйстве, развивались в основном под воздействием торговых отношений с другими народами. Благодаря быстрому росту городов развивалось ремесло. К концу периода древности на Руси было около 300 городов. Расцветало металлургическое производство, более всего направленное на изготовление оружия и военных доспехов. Распространялось и ювелирное ремесло. Была освоена различная техника изготовлении ювелирных изделий: ковка, чеканка, в том числе и рельефная, позолота, инкрустация, зернь, скань, эмаль. Широкое развитие получили обработка дерева, строительное дело. Мастера на Руси были знакомы и с иконописным делом, были среди них книжные писцы, косторезы. В связи с тем что на Руси важнейшими путями сообщения являлись реки и озера, осваивалось производство легких речных судов с низкой осадкой - ладей, челнов, стругов. Истинного мастерства русские люди добивались, когда делали что-нибудь для других, а не для себя, когда работали “на показ”, стремясь кого-нибудь превзойти, перещеголять.
Знание истории своего народа, памятников его культуры открывает перед человеком целый мир, позволяющий также по-новому увидеть и оценить современность. Именно этим обусловлен выбор темы реферата. Ее значимость и актуальность, таким образом, трудно переоценить.
Цель реферата заключается в том, чтобы описать и обобщить пласты древнерусской культуры.
- Славяне в V-VII веках
После падения державы гуннов дунайские и днепровские берега вновь наполняются славянским населением, лесные поляны в чащах вдоль рек Припяти, Десны, верховья Оки. Это был «демографический взрыв», т.е. быстрое и громадное увеличение славянского населения и его распространение на больших пространствах Восточной Европы. Произошло это в V-VII вв. н.э.
Славянское население росло прежде всего там, куда не доходила конница гуннов - в Центральной и Северной Европе. Славяне начинают возвращаться на юг, на свои древние, исконные земли, в районы Среднего Поднепровья, в бассейны рек Днестра и Буга. Они двигаются и на плодородные земли по Дунаю, и эти места надолго становятся чисто славянскими. Славяне занимают также территории, покинутые германцами, и продвигаются до реки Эльбы на западе, из Среднего Поднепровья распространяются на восток и северо-восток.
Одновременно в славянской среде происходят крупные перемены в составе общества, усиливается роль племенных вождей, старейшин, вокруг них стали складываться боевые дружины, общество начало делиться на богатых и бедных. Возобновляется торговля поднепровских и подунайских жителей с Балканами и греческими городами.
Мир и покой в славянских землях дали свои плоды. Начиная с V в. н.э. в бассейнах Днепра и Днестра складывается мощный союз восточнославянских племен, которых называли антами, что на древнеиранском языке означало «жители окраин». Одновременно на севере Балканского полуострова образовался племенной союз склавинов, или славян, родственный союзу антов.
Анты начали с V н.э. мощное движение на Балканский полуостров, в пределы Византийской империи.
Византийские сочинения той поры полны паническими известиями о набегах славян на византийские владения.
Следует отметить, что существует несколько моментов, во многом определивших специфику отечественной духовной культуры. Предки балтов и славян не попали в пределы, занимаемые народами Средиземноморья. Вместе с тем, восточные славяне рамках время перехода от одной исторической стадии к другой существенно отличалось от такого же процесса в соседних землях. Уже это само по себе определило культурное своеобразие восточных славян, обусловив особенности общения их с соседними народами - те зачастую смотрели на славян как на «варваров».
Вместе с тем восточные славяне оказались в зоне интенсивных и разносторонних, в том числе культурных, контактов Востока и Запада, Севера и Юга, на перекрестке цивилизаций. Торговля и непрекращавшиеся военные столкновения обеспечили постоянные культурные обмены славян с соседними народами. Но чем активнее были такие контакты, тем своеобразнее становилась духовная культура наших предков. А это все больше затрудняло их «включение» в уже сформировавшиеся цивилизации Запада и Востока.
С христианскими миссионерами на Русь пришла особая система письменности - так называемая кириллица, с помощью которой был осуществлен перевод библейских текстов. Вместе с тем получил распространение и развитие литературный - изначально старославянский, а затем возникший на его основе древнерусский язык.
Проблема культурного взаимодействия состояла теперь не просто в технических сложностях перевода с одного языка на другой. Оформление общеславянского, а затем и собственно древнерусского литературного языка привело к формированию специфического понятийно-категориального аппарата. Поскольку перевод боговдохновенных, богослужебных и богословских книг на славянский язык осуществлялся преимущественно с греческих текстов, постольку он в большей степени оказался соотнесенным с категориями греческого литературного языка, хотя, естественно, и с ними не совпадал полностью.