Актуальность темы в том, что современный этап развития отечественной системы государственного управления характеризуется становлением процессуальной подотрасли административного права. Это объективно обусловлено всем ходом политико-правовых реформ, направленных на системную трансформацию взаимоотношений государства и личности. В современных условиях изменяются сама основа административно-процессуальной деятельности, характер методов публичного управления, формы администрирования. Совершенствование нормативной правовой основы государственного управления, формирование в России правового государства, поиск новых путей развития исполнительной власти, проводимые правовая, судебная и административная реформы, несомненно, накладывают отпечаток на содержание понятия административ-но-юрисдикционной деятельности.
Как справедливо заметил А.П. Шергин, эффективность деятельности исполнительной власти «зависит от совершенства процессуальной формы ее реализации»1. Для решения этой задачи необходимо исследование основных концептуальных вопросов административно-юрисдикционного процесса, к которым относятся, прежде всего, принципы правового регулирования процессуальных правоотношений. Являясь основой любого вида юридического процесса, принципы формируют ключевые параметры его нормативной модели.
Несмотря на то, что принципы предопределяют функциональную направленность административно-юрисдикционного процесса, в науке административного права до сих пор не выработано общепризнанных концептуальных подходов к формированию системы принципов, практически отсутствуют нормативно закрепленные правовые идеи, отражающие сущность и характерные черты данного процесса.
В современной правовой доктрине вопросу о принципах административно-процессуального права уделяется недостаточно внимания; проблема эта характерна для административного права в целом - большинство авторов в качестве принципов последнего называет ряд имеющих общеправовое значение положений (законности, федерализма, гласности и т.п.), не отражающих в полной мере сущность метода административно-правового регулирования. Между тем, административно-юрисдикционный процесс опосредуется определенным «набором» правовых принципов, система которых образует его «несущую конструкцию», вокруг которой формируется вся совокупность административно-процессуальных норм, определяющих порядок разрешения административно-правовых конфликтов. Указанные принципы, отражая сущность и характерные черты административно-юрисдикционного процесса, обладая качеством его «одухотворяющих начал», выражающих главное и решающее в его содержании, настоятельно требуют научного осмысления в рамках системного подхода.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Беспалов Ю.Ф., Касьянова Г.Ю., Коваленко А.Г., Конин Н.М., Копытов Ю.А., Треушников М., Цыганков Э.М. и др., а так же были использованы Кодекс административного судопроизводства и Конституция Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение принципов административного процесса, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть определение основных признаков административного процесса;
- Исследовать характеристику принципов административного процесса;
- Проанализировать принципы административного процесса в законодательстве стран СНГ.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.