Конституция Российской Федерации в ст. 10 гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную[1]. Прежде всего, речь идет о разграничении предметов ведения и компетенции между соответствующими органами и структурами в рамках каждой из ветвей власти.
В системе государственной власти России прокуратура всегда занимала и продолжает занимать особое положение, которое ныне предопределено ст. 129 Конституции, установившей конституционно-правовой статус органов прокуратуры. Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ представляет собой «единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории»[2]. Как видим, специфическая компетенция прокуратуры, содержание полномочий прокуроров являются теми показателями, которые предопределяют ее назначение в государственно-правовом механизме нашей страны[3].
Обосновывая актуальность настоящего исследования, отметим, что рассмотрение вопроса о правовом статусе любого государственного органа является крайне важным, поскольку именно правовой статус устанавливает роль соответствующего органа в системе государственной власти, его цели, задачи, функции и полномочия. Исходя из теоретических исследований последних лет, можно констатировать, что даже в настоящее время нет четкого понимания места, занимаемого прокуратурой в системе государственной власти. Учитывая данное обстоятельство и то, какой путь развития претерпел правовой статус российской прокуратуры, прежде чем закрепиться в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура», считаем данное исследование актуальным.
Целью работы является рассмотрение причин и основания организации прокуратуры в России.
В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие конкретные задачи:
– дать общую характеристику прокуратуры как надзорного органа;
– исследовать причины формирование прокурорского надзора и органов прокуратуры в России;
– проанализировать основания организации прокуратуры в России.
Объект исследования – основные теоретические аспекты осуществления прокурорского надзора.
Предметом исследования выступают нормы права и российского законодательства определяющие характеристики осуществления прокурорского надзора.
Методы исследования. При проведении настоящего исследования были использованы формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Теоретической основой по рассматриваемой проблематике явились труды таких отечественных ученых, учебная и специальная литература.
Нормативную основу исследования составляют нормы Конституции Российской Федерации, федеральные законы.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения 20.03.2023)
[2] Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
[3] Капинус О.С. Прокурорский надзор: Общая часть / Под ред. О.С. Капинус. – 4–е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – С. 11.