1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что термин «неореализм» в современной русской литературе, а точнее, в русской литературной критике, как отмечает С. Л. Беляков, впервые прозвучал около десяти лет назад. За этот долгий срок у теории существования нового направления, именуемого неореализмом, появилось множество сторонников и противников. Есть также и те, кто придерживается золотой середины, то есть утверждают, что неореализм существует как переходная стадия на пути к новой литературе, или, возможно, является тупиковой ветвью её развития.
Так, к сторонникам неореализма можно отнести С. А. Шаргунова, В. Е. Пустовую, Е. А. Ермолина, А. Г. Рудалева. К противникам — С. Л. Белякова, М. Антоничеву, Д. Маркову. Исследователи, называющие неореализм несформировавшимся пока направлением — А. А. Ганиева, С. М. Казначеева, А. Е. Рекемчук, С. И. Чупринин, И. А. Романов. По мнению С. Л. Белякова, вера молодых критиков С. А. Шаргунова и В. Е. Пустовой, которых он считает основоположниками термина «неореализм», в существование нового литерного направления — это реакция на кризис господствующей литературы. Так, С. А. Шаргунов в своём манифесте неореализма «Отрицание траура» пишет, что он возник как альтернатива постмодернизму и благодаря ему по-новому задышит традиционная литература.
Ощущение духовной пустоты и бедноты современного общества породило необходимость поиска новой литературы, которую можно было бы противопоставить уже наскучившей. Однако определение неореализма в ряды литературных направлений и методов всё же преждевременно. Должны быть «неопровержимые» доказательства, которых пока нет. В настоящее время писатели не пишут, придерживаясь какого-то конкретного направления, в современном мире уже невозможно удержание литературных процессов в рамках одного направления. Однако мотивы, настроения, общие черты произведений формируются под воздействием на писателя духа времени. Сформировавшееся мироощущение, по нашему мнению, и можно назвать неореализмом. Неореализм — это «нечто между постмодернизмом и тем, что нас ожидает», как справедливо отмечает А. А. Ганиева.
Термин «неореализм» обозначает движение литературы, а не её конечную точку.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Агеносов В. В., Голубков М. М., Квитко Д. Ю., Раджабова Г.А. и др.
Целью данной работы является изучение развития неореализма в современной литературе, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Исследовать новый реализм как художественное течение в русской литературе.
Структура данной работы состоит из: введения, 1 главы, заключения и списка используемой литературы.