Актуальность темы в том, что в настоящее время усилилось внимание к проблемам социально ответственного поведения бизнеса, его роли в социальноэкономическом развитии. Компании, чтобы обеспечить конкурентоспособность, работают над улучшением деловой репутации, имиджа.
Реализация социальной ответственности возможна лишь тогда, когда она не просто декларируется, а входит в организацию менеджмента как мотивационный и ограничительный фактор, как средство достижения успеха и критерий оценки бизнеса.
В современных условиях решающую роль играет социальная ответственность корпораций. По мере развития производства, научно-технического прогресса, урбанизации жизни возникают и обостряются новые, чрезвычайно сложные проблемы: экологические, социально-экономические, технические, информационные, урбанистические, культурологические и др. От комплексного решения этих проблем зависит будущее цивилизации. Но решение их в значительной мере определяется деятельностью современных корпораций, их ответственностью перед обществом и будущим. Вот почему проблема корпоративной социальной ответственности сегодня становится центральной проблемой менеджмента. Ее решение в экономическом, научно-техническом, социально-политическом ракурсе волнует умы многих представителей политики, науки, бизнеса и менеджмента.
Современное общество живет в условиях острых социальных, экономических и экологических проблем. Поскольку крупный бизнес оказывает существенное влияние на развитие общества и в его руках сосредоточены значительные финансовые и материальные ресурсы 1 , все большее значение приобретает корпоративная социальная ответственность (КСО). В силу многогранности КСО единого определения этого явления не сложилось, однако большинство научных трактовок подчеркивают, что КСО отражает добросовестное ведение бизнеса и его добровольное участие в улучшении жизни общества. Вместе с тем, хотя КСО является частной инициативой, существенное развитие она получает за счет стимулирования со стороны представителей гражданского общества и власти.
Объективная ценность КСО для общества проявилась не только в конкретных проектах, решающих проблемы глобального или местного развития, она оказалась гораздо шире — КСО' позволила минимизировать компаниям негативное воздействие своей производственной деятельности на общество и помогла формировать предсказуемость, доверие, общие ценности и социальный капитал. Благодаря КСО компании становятся важным элементом системы ожиданий разных групп общества, и в этой роли развивают его институциональную структуру. Для бизнеса принципиальная ценность КСО заключается в том, что он становится более устойчивым в экономическом и социальном плане и получает возможности увеличения своих нематериальных активов.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Асаул А. Н., Бадокина Е.А., Бизяева М.П., Данилова Е., Еремеев О., Житенев С.Л., Курбатова М.В., Савицкая Л., Шапочка Е. и др.
Целью данной работы является изучение трехкатегориальной модели корпоративной социальной ответственности, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть основные подходы к пониманию сущности КСО в современной экономике и обществе;
- Охарактеризовать трехсферную модель КСО.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.