Введение.
1 Теоретические основы деятельности кредитных потребительских кооперативов
1.1 Понятие, сущность и функции кредитного потребительского кооператива
1.2 Виды кредитных потребительских кооперативов.
1.3 Особенности и нормативно-правовое регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов в Российской Федерации
2 Анализ деятельности кредитного потребительского кооператива (на примере КПКГ «Партнер»).
2.1 Анализ российского рынка кредитных потребительских кооперативов на современном этапе
2.2 Общая характеристика КПКГ «Партнер»
2.3 Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности КПКГ «Партнер» за период 2019-2021 гг.
3 Основные проблемы и перспективы развития КПКГ «Партнер».
3.1 Основные проблемы деятельности КПКГ «Партнер».
3.2 Мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности КПКГ «Партнер».
Заключение.
Список использованных источников
Актуальность темы работы обусловлена тем, что рынок оказания финансовых услуг имеет востребованность среди физических и юридических лиц, которая возрастает на фоне сложных экономических условий, наблюдаемых в стране. Поэтому у кредитных потребительских кооперативов, на текущим этапе, имеются благоприятные условия для развития деятельности. Но это развитие должно быть не спонтанным, а продуманным и рациональным. Достичь этого можно за счет проведения комплексного анализа деятельности и оценки ситуации, которая складывается во внешней среде функционирования кредитного потребительского кооператива. Все выявленные проблемы в деятельности кредитных потребительских кооперативов выступают ключевыми моментами для ее последующего развития, что должно учитываться с управленческой позиции, ориентированной на достижения не просто текущего развития, а его стратегического подвида.
Проблема исследования заключается в том, что в деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан вопросу развития деятельности уделяется в основном второстепенное внимание, что вызвано недооценкой данного момента, которая приводит к тому, что деятельность многих кредитных потребительских кооперативов граждан фактически не заметна на финансовом рынке, на фоне деятельности микрофинансовых организаций.
Вопросы, связанные со спецификой деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, рассмотрены в работах таких авторов как: М.Н. Михайленко, Н.Б. Болдырева, Е.А. Бахолдина, С.Ш. Валеева, Т.И. Коваленко, О.М. Коробейникова, А.М. Стучилин и многих других.
В целом изученные литературные источники позволили полно и всесторонне сформировать виденье относительно важности развития деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан на финансовом рынке.
Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты деятельности кредитных потребительских кооперативов; на основе выявленных проблем выделить направления развития деятельности исследуемого кредитного потребительского кооператива граждан.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы деятельности кредитных потребительских кооперативов;
- провести анализ российского рынка кредитных потребительских кооперативов на современном этапе;
- дать общую характеристику деятельности исследуемого кредитного потребительского кооператива граждан;
- провести анализ основных финансово-экономических показателей деятельности исследуемого кредитного потребительского кооператива граждан за период 2019-2021гг.;
- выявить основные проблемы, присущие деятельности исследуемого кредитного потребительского кооператива граждан;
- определить мероприятия, позволяющие сформировать условия для развития деятельности исследуемого кредитного потребительского кооператива граждан.
Объект исследования: кредитный потребительский кооператив граждан «Партнер».
Предмет исследования: финансово-экономическое состояние кредитного потребительского кооператива граждан «Партнер».
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение.
Информационная база исследования: нормативно-правовые документы, учебники, учебные пособия, публикации в периодической печати, данные финансовой отчетности исследуемого в работе кредитного потребительского кооператива граждан, выводы, полученные в ходе проведенного исследования.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса мер, способных оказать положительное влияние на развитие деятельности кредитного потребительского кооператива граждан за счет узконаправленных управленческих решений.
Структура работы: работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Во введении выделена цель работы и сопутствующие ей задачи, выделена актуальность работы и проблема, связанная с исследуемой темой.
В первой главе: дано понятие кредитного потребительского кооператива, рассмотрена сущность его деятельности и выполняемые функции; рассмотрены виды кредитных потребительских кооперативов, действующих на финансовом рынке; выделены особенности, а также нормативно-правовое регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов в России.
Вторая глава работы посвящена: анализу российского рынка кредитных потребительских кооперативов; характеристики деятельности исследуемого кредитного потребительского кооператива; анализу основных финансово-экономических показателей деятельности исследуемого кредитного потребительского кооператива за 2019-2021гг.
В третьей главе выделены проблемы, свойственные деятельности исследуемого кредитного потребительского кооператива, на основе которых в последующем предложены мероприятия, позволяющие обеспечить условия для развития деятельности исследуемого кредитного потребительского кооператива.
В заключении отражены основные выводы, сформированные по итогам проведенного исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КРЕДИТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА
Кредитные потребительские кооперативы не имеют на текущий момент на финансовом рынке сильной распространенности, поскольку в отличие от иных кредитных организаций их деятельность не ориентирована на доминирование в сегменте кредитных финансовых услуг.
Законодательное определение кредитного потребительского кооператива дано в Федеральном законе от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Так, ст. 1 определено, что кредитный потребительский кооператив – основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальным принципам, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) [5, с. 1].
Деятельность кредитного потребительского кооператива направлена на организацию финансовой взаимопомощи его членов. В числе них могут выступать как физические, так и юридические лица.
В целом деятельность кредитного потребительского кооператива имеет двунаправленный характер:
- сначала инициируется привлечение денежных средств от членов кооператива;
- затем проводится выдача займов.
Если привлечение средств в кредитный потребительский кооператив происходит от юридического лица, то эта процедура оформляется через договор займа. Если же средства поступают от физического лица, то оформляется договор передачи личных сбережений. Выдача займа проходит с оформлением договора займа.
Принципы функционирования кредитного потребительского кооператива выделены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Принципы функционирования кредитного потребительского кооператива[1]
Цель деятельности кредитного потребительского кооператива может быть выделена как удовлетворение финансовых потребностей ограниченного круга лиц.
Для того, чтобы кредитный потребительский кооператив был признан таковым и прошел государственную регистрацию, он должен соответствовать критериям, которые выставлены ст. 7 Федерального закона № 190-ФЗ от 18.07.2009 «О кредитной кооперации». Эти критерии продемонстрированы на рисунке 2.
Рисунок 2 – Критерии создания и государственной регистрации кредитного потребительского кооператива[2]
Сведения о деятельности кредитного потребительского кооператива подлежат обязательному внесению в соответствующий государственный реестр. Эта процедура проводится ЦБ РФ. Регистрация конкретного кредитного потребительского кооператива в государственном реестре кредитного потребительского кооператива проводится ЦБ РФ на основе данных:
- получаемых ЦБ РФ от налоговых органов;
- получаемых от кредитного потребительского кооператива подлежащего включению в государственный реестр.
Наличие в финансовой среде кредитного потребительского кооператива благоприятно сказывается на снижение теневых сделок с финансами, выдаваемыми в качестве займа. Также у кредитного потребительского кооператива можно выделить следующие роли:
- роль инструмента повышения финансовой грамотности;
- роль инструмента развития сообществ между физическими лицами.
Среди базовых функций, выполняемых кредитным потребительским кооперативом, можно выделить перечень, представленный на рисунке 3.
Рисунок 3 – Базовые функции, выполняемые кредитным потребительским кооперативом[3]
В деятельности кредитного потребительского кооператива выделяются следующие фонды:
- фонд финансовой помощи;
- паевой фонд;
- резервный фонд.
В России первый кредитный потребительский кооператив был зарегистрирован в 1992г., он именовался как «Женский деловой центр» [22, с. 24].
Несмотря на то, что рынок кредитования растет, ситуация с займами в деятельности кредитных потребительских кооперативов не всегда является стабильной и имеющей динамику развития. Данный факт вызван тем, что на текущем рынке финансовых услуг кредитные потребительские кооперативы утратили доверие населения [22, с. 24].
При этом ежегодно регистрируются вновь созданные кредитные потребительские, также как происходит уход с рынка ранее действующих, лишь редко кредитные потребительские кооперативы могут похвастаться длительной историей деятельности, что связано со сложностью привлечения внимания потенциальных пайщиков, и развитием их заинтересованности в сбережение денежных средств в кооперативе либо к побуждению к участию в программе займа.
Несмотря на отмеченные проблемы, свойственные деятельности кредитных потребительских кооперативов они выступают важным институтом развития гражданского общества [20, с. 3]. Данный факт свидетельствует о том, что развитие деятельности кредитных потребительских кооперативов должно основываться на:
- максимальной интеграции кредитных потребительских кооперативов в социально-экономическую среду;
- повышении прозрачности деятельности;
- максимальной информированности целевой аудитории о деятельности, ее специфике и выгоде для физических и юридических лиц, относительно иных финансовых структур специализирующихся на предоставлении займов и сбережение денежных средств под выставленный годовой процент доходности по нему.
Потенциальный интерес к деятельности кредитных потребительских кооперативов может быть повышен на фоне снижения реальных доходов населения и росте уровня инфляции [33, с. 122]. То есть его основой может стать разрыв между несовпадение финансовых возможностей физического или юридического лица с его потребностями, которые и могут быть перекрыты за счет программ займа, которые кредитный потребительский кооператив может предложить.
[1] Составлено автором по: [14, 16]
[2] Составлено автором по: [5]
[3] Составлено автором по: [16]