Актуальность исследования определяется тем, что проблема государственного планирования социально-экономического развития, спустя почти два десятилетия осуществления в России основополагающих рыночных реформ и отказа от наследия советской эпохи, приобрела значимость в современных условиях. На необходимость использования в жизни страны инструментов как краткосрочного, так и долгосрочного планирования указывают, как многие ученые, так и люди делового мира, а также государственные деятели. Как показывает практика индустриально-развитых стран, а также стран, переживших переходное состояние, сохранение в них определенных инструментов стратегического планирования помогало решению целого ряда сложных или престижных целей социально-экономического развития.
Напротив, непродуманный отказ от наработанного в советский период опыта стратегического планирования, значительно усугубил тяжесть и длительность экономического кризиса 1990-х годов.
Конечно, к рубежу 80-х - 90-х годов прошлого века стали очевидны порочные итоги директивного планирования, укоренившегося в СССР в конце 1920-х годов. Административно-командная система показала свою неспособность выполнить задачу содержательного улучшения жизненного благосостояния советского народа, обеспечения товарного изобилия в торговой сети для рядового потребителя. Практически весь советский период экономика страны являлась экономикой товарного дефицита, многоуровневой системы распределения необходимых жизненных благ.
Эта система имела ряд существенных достижений, в числе которых способность сосредоточить максимальные ресурсы на наиболее важном направлении, перевести экономику из одного состояния в другое. В числе явных достижений советской системы государственного планирования экономикой быстрое превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную планомерная подготовка квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства, быстрая мобилизация экономики в Великой Отечественной войне. Эти и другие свидетельства достоинств плановой экономики наряду с мощной пропагандой преимуществ «социалистической системы хозяйствования», явились причиной заимствования определенных принципов и инструментов планирования целым рядом государств, поставивших своей целью либо преодолеть свое отставание от развитых стран, либо решить ряд значительных целей в своем социально-экономическом развитии. При этом были позаимствованы даже некоторые внешние атрибуты планирования, а именно пятилетние сроки долгосрочного планирования. Так, во Франции, Италии, на Тайване, в Южной Корее, Японии, Мексике, Аргентине, Австрии и других государствах, не говоря уже о странах «мировой социалистической системы», воспринявших все основные элементы советской системы управления народным хозяйством, широко использовались инструменты и механизмы советского планирования.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Агапова И. И., Васильцова В. М., Кашаев А.Н., Колосов А. В., Мамаева Л. Н., Одинцова М. И., Петросян Д. С. и др.
Целью данной работы является изучение централизованной системы планирования и распределения продукции в СССР, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и признаки плановой экономики;
- Исследовать традиционную систему централизованного планирования;
- Охарактеризовать проблемы централизованного планирования.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.