Актуальность темы в том, что важной задачей административной реформы на современном этапе государственного строительства является повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества. Решение этой задачи требует комплексного обновления инструментария государственного управления, внедрения новых форм и методов, обеспечивающих качественно иной уровень функционирования системы связей государства и общества, построенной на принципе разумного баланса публичных и частных интересов. Процессы интеграции последних обусловили смену популярного на заре политико-правовых реформ лозунга отделения государства от общества пониманием необходимости обеспечения социального партнерства во взаимоотношениях публичной власти и личности, что актуализирует необходимость теоретического обоснования и законодательного внедрения в практику государственного управления договорных форм реализации исполнительной власти. Расширение сферы использования договорных механизмов, в основе которых лежат принципы согласия и свободы, представляет собой важнейшее направление прогрессивного развития права, ибо, как верно отметил Г.Мэйн, «движение современных обществ до сих пор было движением от статута к договору» .
Конституционные предпосылки использования договорных форм публичного управления заложены в ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозгласившей ее социальным государством. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека требует его активного участия в социальных и экономических процессах; при этом существенное обогащение функциональной роли государства происходит в условиях резкого сокращения сфер, допускающих возможность использования . прямых административных методов. Разумное государственное управление состоит в том, чтобы, ограничивая необходимым минимумом свои односторонние воздействия, решать все задачи во взаимодействии. Демократическому государственному управлению, понимаемому как взаимодействие, «организационное сотрудничество государства с коллективными и индивидуальными членами общества, направленное на достижение определённых общих целей, органически присуще договорное регулирование общественных отношений3.
На фоне структурно-функционального реформирования системы исполнительной власти особую актуальность приобретает одна из форм ее реализации - административный договор, который нашел свое применение во всех сферах государственного управления (экономика, социальная и административно-политическая сферы). Несмотря на это, сущность и правовая природа административного договора как формы реализации исполнительной власти в современных условиях не стали предметом системного исследования в юридической литературе.
Выбор темы настоящего диссертационного исследования продиктован отсутствием в современном праве системной регламентации административно-договорных отношений; весьма скудное регулирование отдельных видов административных договоров (договоров о передаче осуществления полномочий исполнительной власти, государственных контрактов, служебных контрактов) отличается бессистемностью и противоречивостью созданных правовых режимов, отсутствием административно-правовых механизмов их реализации, что обусловливает низкий уровень эффективности договорных форм управления и, как следствие, порождает сомнения в принципиальной возможности их использования в публично-правовой сфере.
Неадекватность правового регулирования в данной сфере во многом обусловлена отсутствием научной базы. В связи с тем, что данное явление приобрело широкомасштабный характер системное осмысление правовой природы административных договоров приобретает важное теоретическое и практическое значение. Назрела острая необходимость обобщения значительного опыта применения договорных форм государственного управления в различных сферах деятельности органов исполнительной власти. Поэтому научная разработка данного направления административно-правовой науки представляется весьма актуальной.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Агапов А. Б., Алаев И.В., Алехин А.П., Глиненко В. М., Кирюков С. И., Конин Н. М., Росинский Б.В., Старилов Ю.Н. и др., а так же был использован КОАП Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение административных договоров, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть историю изучения административных договоров;
- Исследовать понятие и признаки административных договоров;
- Определить виды административных договоров;
- Охарактеризовать этапы заключения и пркеращения административных договоров.
Объектом исследования является совокупность административно-правовых отношений, возникающих в сфере реализации исполнительной власти посредством административно-договорной формы.
Предметом исследования является совокупность административноправовых норм, регулирующих отношения, опосредуемые административным договором, а также тенденции и перспективы его развития в современных политико-правовых условиях.
При осуществлении исследования использовались общенаучные методы, в том числе системно-структурный, формально-логический, сравнительного правоведения.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.