Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблем отечественного делового туризма.
1.1. Анализ основных понятий туризма, относящихся к проблематике исследования.
1.2. Факторы, определяющие общие направления развития делового туризма в России.
Глава 2. Анализ деятельности «-т» на рынке делового туризма.
2.1 Общая характеристика турфирмы "-т".
2.2. Стратегия турфирмы ООО «-т» на рынке делового туризма.
Глава 3. Разработка программы нового делового тура.
Заключение.
Список использованных источников.
Актуальность темы исследования. Туризм - это не только долгожданный отдых и новые впечатления, но и мощная индустрия развлечений. Туристический бизнес является очень доходным и очень многогранным бизнесом, важным сегментом мировой экономики. Его деятельность охватывает ряд отраслей производства и почти весь спектр сервисных услуг, существующих на мировом рынке в настоящее время. Поэтому, выбранная мною тема, является одной из наиболее интересных в современной экономике.
Туризм, будучи одной из высокоприбыльных сфер вложения капитала, продолжает уверенно удерживать свои позиции. Со стороны потребителей туристского продукта наблюдается возрастание спроса. Туристские организации совершенствуют свою инфраструктуру для более полного удовлетворения потребностей населения в путешествиях.
Современные условия функционирования туристских фирм делают необходимым создание более совершенных систем управления, обеспечивающих их устойчивое развитие и рост реализации услуг в условиях неопределенности рыночной среды и адаптированных к требованиям формирующегося рынка туристских услуг.
Цель курсовой работы состоит в анализе проблем деятельности туристской фирмы на рынке делового туризма и разработке программы делового тура на примере ООО «-т».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть проблемы и перспективы развития делового туризма в России;
- Провести анализ деятельности туристической компании ООО «-т» на рынке делового туризма;
- Разработать программу нового делового тура.
Предмет исследования – тенденции и проблемы развития делового туризма в условиях мирового финансового кризиса.
Объект исследования – деятельность туристической фирмы ООО «-т» на рынке делового туризма.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблем отечественного делового туризма
1.1. Анализ основных понятий туризма, относящихся к проблематике исследования
К началу XXI века туризм превратился в глобальное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.
По мере развития мировой экономики, расширения объемов международной торговли, совершенствования средств транспорта, связи, повышения интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличивается количество и разнообразие контактов и поездок граждан. Соответственно повышение уровня развития культуры, науки, образования способствует росту международных поездок не только по хозяйственным, но и культурным, политическим целям. Повышение благосостояния населения разных стран, увеличение количества свободного времени, а также необходимость полного восстановления человеческого фактора способствуют росту поездок с целью отдыха.
По оценкам зарубежных специалистов, в 2008 г. на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8 % мирового объема ВНП, 9,8 % мирового количества рабочих мест, 12 % мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений.[1].
Основная функция туризма - социальная. Развитие туризма помогает решить проблему организации досуга населения, способствует сглаживанию различий и предупреждению конфликтов в обществе, стимулирует формирование новых связей между отдельными людьми и группами, повышает образовательный и культурный уровень населения, приводит к распространению культурных ценностей.
Человек постоянно находится в стрессовых ситуациях, а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Для того чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать.
Система туризма решает важные задачи социальной сферы - определение образа и уровня жизни людей, их благосостояния, потребления, использования времени, а также оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения.
Туризм - это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики. Экономическая эффективность развития туризма на национальном и региональном уровне может оцениваться на базе системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития туризма: определить эффективность инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, провести проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и выявить его влияние по сравнению с другими секторами экономики.
Туристский рынок есть составная часть национального и мирового рынка. В условиях рыночной экономики важным элементом деятельности любого туристского предприятия выступает анализ конъюнктуры туристского рынка. Более полное знание процессов, происходящих на рынке, увеличивает конкурентоспособность.
Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:[2]
- туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
- туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;
- путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
- туризм - это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, то есть турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;
- туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.
Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" закреплено следующее определение туризма:
"Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".[3]
Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.
Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (то есть целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными).
Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.
[1] Биржаков, М.Б. Введение в туризм /М.Б. Биржаков. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2009. – 320 с
[2] Васильев, В.В. Менеджмент туризма / В.В. Васильев. – М. 2008 - 328 с.
[3] Васильев, В.В. Менеджмент туризма / В.В. Васильев. – М. 2008 - 328 с.