ВВЕДЕНИЕ
1. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
1.1. Туризм в современных условиях
1.2. Подходы к оценке потенциала региона для развития туризма
2. ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РОССИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
2.1. Потенциал регионов России для развития культурно – познавательного туризма
2.2. Потенциал регионов России для развития лечебно - оздоровительного туризма
2.3. Потенциал для развития православного религиозного туризма в России
2.4. Потенциал регионов России для развития водного круизного туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Не смотря, на противоречивый период, туристская отрасль является одной из наиболее доходных отраслей на сегодняшний день в мировой экономике. Одной из отличительных черт туристской отрасли является то, что её развитие стимулирует смежные сектора экономики (транспорт, обслуживание туристов, связь, общественное питание и т.д.), что приводит к созданию новых рабочих мест, и как следствие, к повышению уровня жизни жителей региона.
Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономике страны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма. Сложная экономическая ситуация, достаточно высокий курс валют, снижение покупательной способности заставили россиян существенно ограничить расходы на отпуск.
Наши граждане переориентировались с выездного туризма на внутренний туризм. По данным различных источников, выездной туризм сократился примерно на 30%. Однако есть и другие важные факторы. Например, рекомендация сотрудникам некоторых силовых ведомств, госструктур и госкорпораций не покидать Родину во время отпуска. По оценке аналитиков АТОР, всего количество таких сотрудников совместно с членами их семей достигает четырех миллионов. Все они поехали на российские курорты. Результат такой «программы продвижения» российских курортов по итогам года – плюс 25-30% к прошлогоднему туристическому потоку. Важность развития внутреннего туризма в России неоднократно обсуждались на разных уровнях и 31 мая 2014 подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года".
У многих исторических и природных уголков России огромный туристический потенциал, они способны привлечь как россиян, так и иностранных туристов и стать источником пополнения бюджета, если государство инвестирует в начальное финансирование туристических объектов.
Для развития внутреннего туризма необходимо разрабатывать новые маршруты в различных ценовых диапазонах, которые будут востребованы, поскольку на рынке существует дефицит интересных предложений.
Актуальность темы определена тем, что России обладает уникальными природными ресурсами, разнообразными природно – ландшафтными условиями, разнообразным историко – культурным потенциалом, все в совокупности делает нашу страну перспективной для развития самых разнообразных видов туризма.
Объект исследования - туристский потенциал регионов России
Предмет исследования - потенциал регионов России для развития основных видов туризма.
1. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
1.1. Туризм в современных условиях
Туризм имеет исторические корни, уходящие в глубокую древность. К числу первых туристов можно отнести первобытных людей, отправлявшихся на охоту за многие километры от жилища. Базовая информация о зарождении и становлении туризма как сферы деятельности человека представлена в разнообразных исторических источниках. К самым древним источникам можно отнести изобразительные источники - настенные рисунки и граффити. Широкое распространение получили письменные источники, содержащие информацию на естественном языке – письма, дневники, воспоминания, научные исследования и т.п. Занимающими отдельное положение можно считать такие источники как карты путешествий, путеводители и т.п. Все более значимой в области туризма становится информация, получаемая из Интернет-ресурсов. Информация, получаемая из разных источников, стимулирует желание познать новое, испытать яркие ощущения, посетить интересующий объект или страну.
Достаточно сложно поверить, что всего около пятидесяти лет назад туризм в его сегодняшнем виде практически отсутствовал. В путешествие отправлялись определенные категории жителей Земли, такие как госслужащие, коммерсанты и наиболее состоятельные граждане. Если в середине 70- х годов 20 века в путешествие направилось около 200 миллионов туристов, то в 2015 году – более 1 миллиарда человек. Основой феноменального роста интереса к туризму является совокупность причин: понимание уникальности и быстротечности жизни, развитие транспортно – логистических систем, которые сделали доступным путешествие в разные регионы и континенты, рост числа людей со средним достатком.
Одним из вопросов, возникающих в ходе путешествия, является вопрос об источниках, способствующих познанию окружающего мира, потому что качество и уровень восприятия зависит от источников приобретения знаний. Путешествие «по натуре» будет только возрастать, как оно определяет качество жизни человека. Все это в совокупности привело к тому, что туризм, зародившийся в древние века, динамично развивается в современных экономических условиях. На сегодняшний день туристская отрасль является одной из наиболее доходных отраслей в мировой экономике.
Развитие внутреннего туризма (высокий курс валют, политическая не стабильность, ограничения на выезд госсслужащих) ставит задачи по продвижению новых привлекательных туристских программ в различных ценовых диапазонах, созданию условий для развития инфраструктуры туризма и формированию комфортной туристской среды. Все это будет способствовать экономическому развитию регионов.
Нормативно – правовые акты
1. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ – в ред. от 03.05.2012 г.
2. ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования».
Учебная и научная литература
3. Колесова Ю.А. Туристско-рекреационное проектирование: Учебное пособие / Ю.А. Колесова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 352 с.
4. Бородин В.В. Анализ социально-экономической эффективности туризма: Учебное пособие / В.В. Бородин. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 230 с.
5. Бочарников В.Н. Информационные технологии в туризме: Учебное пособие / В.Н. Бочарников, Е.Г. Лаврушкина, Я.Ю. Блиновская. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013 – 238 с .
6. Быстров С.А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой: Учебное пособие / С.А. Быстров. – М.: ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 400 с.
7. Матюхина Ю.А. Индустрия туризма: Учебное пособие / Ю.А. Матюхина. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 312 с.
8. Орловская В.П. Технология и организация предприятия туризма: Учебник / В.П. Орловская; Под общ. ред. проф. Е.И. Богданова. – М.: НИЦ И НФРА-М, 2013. – 176 с.
9. Фельд А.А. Развитие туризма на арктических морских ООПТ на примере национального парка «Русская Арктика»//доклад на конференции «Проблемы и перспективы развития прибрежных территорий в Арктической зоне». – Архангельск, 28 ноября 2013 г.
Всего 17 источников литературы