Активизация правотворческого процесса в последние годы, наряду с ее положительными моментами, отрицательно сказалась на организации современного российского законодательства, упорядоченность которого оставляет желать лучшего, так как недостаточно отработана его единая, внутренне согласованная система. Имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу законодательных и иных нормативных правовых актов, многие из которых не приведены в соответствие с Конституцией РФ. До сих пор нормативно не определен круг правовых актов бывшего Союза ССР, сохранивших свое действие на территории России. Нуждается в завершении разграничение правотворческих полномочий Федерации и ее субъектов. Вот почему концепция правовой реформы Российской Федерации устанавливает в качестве первоочередной задачи вопросы систематизации законодательства: упорядочение и обновление его структуры, совершенствование процесса подготовки и принятия законов, создание действенного механизма их исполнения, подготовку общероссийского классификатора правовых актов, издание Свода законов РФ.
Стремительный рост количества новых нормативных правовых актов создал опасность правовой инфляции в стране. В последнее время в системе российского права, наряду с традиционными, появился ряд новых отраслей с их разветвленной нормативной базой. Резко активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Федерации. Обозначился процесс формирования двухуровневой инфраструктуры российского законодательства - федеральный и региональный. Такой нормативно-правовой массив требует, прежде всего, инвентаризации и последующей систематизации, в результате чего должны быть выявлены и отменены нормы, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, дублирующие предписания.
В рамках систематизации законодательства не менее важной проблемой является его упорядочение путем установления иерархии нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы, обусловленной конституционными полномочиями издавших их органов и спецификой регулируемых ими общественных отношений.
Это предполагает, во-первых, уточнение взаимосвязи федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.
Во-вторых, четкое законодательное закрепление тех общественных отношений, которые должны регулироваться только законами.
И, наконец, в-третьих, предстоит окончательно определиться с соотношением законодательства Российской Федерации и законодательства входящих в нее субъектов.
Многие из названных проблем сегодня нельзя решить прежними подходами. Нужны новые, научно обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию принципов систематизированной деятельности.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Радько Т.Н., В.В.Лазарев, Л.А.Морозова, Марченко М.Н., Е.М.Дерябина, Протасов В.И., Перевалов В. Д., Рассолов М. М., Кашанина Т. В. и др.
Объектом исследования являются различные формы систематизации отечественного законодательства. Наряду с традиционными, такими как инкорпорация и кодификация, более детальному анализу подвергается первоначальная стадия любой систематизации - учет законодательства. Его природа и основные черты рассматриваются в непреложной связи с процессами компьютеризации правовой материи.
Предметом настоящего исследования является система способов и приемов, с помощью которых осуществляются работы по систематизации норм правовых актов. Определяющим моментом этих работ, без которых не может обходиться упорядочение законодательства, служит его классификация.
Целью данной работы является изучение понятия и видов систематизации законодательства, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и значение систематизации законодательства;
- Исследовать Значение систематизации законодательства для совершенствования нормативно-правового регулирования;
- Проанализировать виды систематизации законодательства;
- Выявить кодификацию как эффективный способ систематизации нормативных правовых актов.
Методологической основой работы является диалектико-материалистическое познание объективной действительности. Помимо общенаучных, использовались и частные методы: сравнительно-правовой, функциональный, комплексный метод и системный подход.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.